Иван, мой друг, работающий в университете, всегда говорил мне: «Если бы у меня была квартира, я бы не работал, как проклятый».
Прошло время. Иван приобрел «трешку» в центре, женился, родил троих детей, но работать не перестал. Наоборот, пашет еще больше. Домой приходит в лучшем случае к десяти вечера.
О чем это говорит? Значит, квартира — не высшая ценность, не предел мечтаний, не жизненная цель. Есть что-то еще, и не всегда это что-то — материальное.
Но, к сожалению, не все и не всегда это понимают. До революции лишь пять процентов горожан владели недвижимостью, остальные просто снимали. Та же картина сейчас и на Западе, и в США. Известно, что жители городов там предпочитают арендовать жилье, а не покупать. И нисколько не переживают по этому поводу. Надоело жить в одном районе — переехал в другой. Разонравился Нью-Йорк — поселился в Чикаго.
А у нас? Ментальность другая, конечно. Свое есть свое. Доходы у населения небольшие, поэтому делай, что хочешь, расшибись — влезь в долги, ипотеку, но купи! В итоге, получается, что не человек владеет квартирой, а квартира человеком.
Жаль, что у нас в городе не развит рынок арендованного жилья. Не частного (с этим все в порядке), а государственного. Насколько помню, летом депутаты Курултая что-то говорили об этом, но как-то все затухло. Или до обывателей информация не доходит. Вполне возможно, что действуют какие-то программы по государственной аренде, но я, например, в интернете об этом ничего не нашел. А реалии нынешнего времени таковы, что если чего-то нет в интернете, то значит, нет и в жизни.
Государственная аренда — это очень выгодно и для страны, и для тысяч людей. Для людей — потому что это доступно: низкие цены на условиях долговременного съема. Тысяч пять-шесть за «однушку» в месяц. А для государства выгодно, потому что деньги текут в казну, а не в карманы ушлых частников.
Справедливо говоря, цены на аренду жилья месяц за месяцем снижаются. Раньше в центре снять квартирку без ремонта, без техники и мебели, с матрацем вместо кровати за пятнадцать тысяч рублей (плюс квартплата) — это было везение и выигрыш в лотерею. Сейчас, если подсуетиться, можно найти в районе, ограниченном Телецентром и Центральным рынком, вполне себе хорошую «однушку» с ремонтом, стиральной машиной и телевизором за восемь-девять тысяч «деревянных». Плюс всего лишь счетчики (это еще, максимум, рублей пятьсот).
Объяснение одно: когда грянул кризис, обеспеченные уфимцы срочно побежали покупать квартиры, и рынок недвижимости перенасытился. Квартиры-то есть, но их содержать надо и это, в общем-то, накладно — держать их пустыми. Вот и сдают. А так как квартир — море, а студентов, молодых семей и рабочей молодежи (тех, короче, кто, в основном, и снимает жилье) — мало, то цена и поползла вниз.
И это очень хорошо, я считаю.