Все новости
Мнение
26 Января 2016, 09:00

Как уберечься от взрывов газа и падающих лифтов?

Игорь Савельев
Писатель
По традиции (как ни жутко это звучит), зимой учащаются техногенные аварии — и не где-то «на объектах», вдали от наших с вами глаз, а непосредственно в домах. Чуть похолодает — косяком идут сводки о пожарах: в старых домах просто не выдерживает проводка. Взрывами газа тоже никого, увы, не удивишь. Совсем недавно у нас в Башкирии, в Бирске, газом отравились пять человек, включая троих детей: трагедия страшная. В последние недели появился новый пугающий тренд: падают лифты. И хотя уж это-то, вроде, с холодами не связано, только за последний месяц пресса сообщила о нескольких таких случаях. 14 января в Москве, на улице Авиационной погибла женщина. 19 декабря в Москве же, на улице Островитянова, лифт начал падать и застрял: в результате погиб 10-месячный ребенок, которого зажало в коляске. Еще одно московское происшествие 2 января обошлось без жертв: женщине, которая ехала в лифте, удалось выжить. Наконец, вчера аналогичный случай (и тоже без жертв) произошел в Сургуте. Напомню, что и в Уфе вокруг лифтов периодически возникают не очень приятные истории, которые, как сообщают управляющие компании, могут сказаться на безопасности. Короче, «как страшно жить».
Изучив все эти сообщения прессы, можно сделать вывод, что бардак тотален, и гарантий не дает ничего — ни жалобы, ни прокурорские проверки, ни деньги, ни элитный статус жилья. На улице Островитянова жильцы многократно жаловались на неисправный механизм, и в итоге за десять дней до трагедии лифт отремонтировали. А смысл?.. Дом на улице Авиационной — элитный жилой комплекс. Все оборудование новое. Люди платили, в том числе, и за безопасность. Опять же — а смысл?.. Как только журналисты и следователи начинают разбираться в причинах произошедшего, вскрывается настоящий хаос. Коммунальщики кивают на производителей, те — на обслуживание, начинается сказка про белого бычка, и выясняется, что люди не только не застрахованы от подобного, но и не в силах ничего изменить. С бирской трагедией так же: дом был новый, но вентиляция в нем почему-то не работала, а сейчас строители и коммунальщики кивают друг на друга. Испуганные соседи погибшей семьи протестуют и готовы отказаться от квартир, если им не гарантируют безопасность.
Собственно, все мы повседневно сталкиваемся с явлениями того же типа, только — слава богу — не трагичными. Ну, подумаешь, сделали в доме капремонт труб, а через неделю новые трубы прорвало, испортило людям ремонт. Когда такое случилось у моих знакомых, то концов так и не нашли. Вскрылась какая-то цепочка субподрядов, чуть ли не с нелегальными гастарбайтерами в конце, а кроме того, коммунальщики напирали на то, что причиной стала некачественная деталь. Да, есть вещдок — сломанный вентель. Куда бежать, с кого требовать компенсации? С магазина? Но там показывают сертификаты на эту партию, и поди проверь, из нее ли эта деталь на самом деле. С производителя? Да где тот завод, и что туда, ехать али письма писать?.. В общем, знакомые плюнули на это дело, решив, что с этой круговой порукой не справиться (может быть, зря).
Еще одна существенная особенность серии трагедий. Каждое звено цепочки, которую разматывает следствие, пытается напирать на то, что «жертвы сами виноваты». Не проследили как собственники жилья, не подписали, не проверили; наконец, сели в лифт. Вариант: включили обогреватель, зажгли газ. Глава московской управляющей компании, обслуживавшей дом на Островитянова, прямым текстом заявил, что мать малыша сама нарушила правила безопасности: ребенок должен был находиться на руках, а не в коляске. Но как это связано с аварией? Если бы ребенок был не в коляске, лифт бы не начал падать? Если бы в другом лифте ехала не 36-летняя женщина, а 13-летняя девочка, и у кабины провалился пол, то тоже бы сказали, что это она нарушила правила? Ведь детям до 14 лет — формально — нельзя самостоятельно ездить на лифте.
Обратите внимание: нам везде пытаются навязать принцип «сами виноваты». Как только приходит зима, на уфимских домах появляются таблички: «Возможен сход снега». Многие из них не снимают даже летом, и гости города с юмором их фотографируют, потому что это похоже на ленинградское: «При обстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Ну да, сход снега возможен, и что? Может, надо просто активнее чистить крыши, а не ждать, что граждане будут испуганно пробегать по улице? Лет семь назад в Уфе появилось и вовсе прекрасное. К домам, покрытым крупными декоративными панелями из бетона (их не очень много, в основном, это общежития), стали крепить типовые синие таблички. Мол, тогда-то по такому-то адресу такая панель упала на машину. О чем и предупреждаем: ходите и паркуйтесь, мол, на свой страх и риск. Потом, спустя несколько лет, фасады таких домов, слава богу, начали «прошивать» штифтами. Но таблички до сих пор встречаются много где: недавно еще видел во дворах на Зорге, на Новомостовой...
А может, сразу крепить другие таблички? Прямо к новым домам. «Такого-то числа в похожем доме у лифта на седьмом этаже провалился пол». «Такого-то числа в похожем доме из-за перебоев с вентиляцией у жильцов задуло пламя в газовой колонке».
Чего уж мелочиться? Если оказывается, что никаких механизмов реальной защиты нет, и коммунальщики со строителями продолжают кивать друг на друга.
Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: