Все новости
Мнение
12 Января 2016, 09:00

Дело врачей-2016: «врачи-убийцы» уже есть, на очереди — «космополиты» из госзакупок

Игорь Савельев
Писатель
Новогодние праздники всегда хочется провести без тревог, в хорошем расположении духа. Но, конечно, не бывает такого, чтобы обходилось без «непраздничных» новостей. Многие содрогнулись от трагедии в соседней Оренбургской области, где в снежном заторе на сутки оказались заперты 90 человек: выжили не все. Непонятно, как такое могло произойти в XXI веке в стране с нормальной инфраструктурой. Те, кому интересны «мелодии и ритмы зарубежной эстрады», обсудили межэтнические происшествия в Кёльне. Наконец, новость, которая мало кого оставила равнодушным: накануне Нового года в Белгородской больнице врач ударом кулака убил пациента. Обнародован этот факт был только на днях, и до сих пор не утихают споры. Звучат голоса и тех, кто как бы оправдывает врача, точнее, предлагает учесть ряд обстоятельств: мол, пациент был пьян и приставал к медсестрам, а накануне на корпоративе его уже побили, поэтому не факт, что убил его только удар врача... Но трудно противопоставить что-то шокирующей видеозаписи, которая расходится сейчас по сети. Вначале — смертельный удар. Потом минут двадцать некой паники медперсонала: кто-то забегает, кто-то убегает, кто-то проводит реанимационные мероприятия (как говорят, не все необходимые, — а может, это только в американских фильмах чуть что — и «Разряд! Разряд!», и вся техника наготове). В конце старушка-уборщица в халате моет пол, на котором только что убили человека. Какие бы аргументы ни приводили, оправдать чем-либо действия того, кто дал клятву Гиппократа, вряд ли возможно.
Надо сказать, белгородская история упала на подготовленную почву. Негативный «контент» вокруг врачей в последнее время заметно сгустился. Те, кто следит за политическими новостями в Башкирии, припомнят, как перед самым Новым годом Глава региона обрушился с критикой на республиканский Минздрав. Медицинских чиновников Рустэм Хамитов обвинил в том, что они сосредоточились на «абсурдных закупках», отдавая предпочтение дорогим импортным препаратам. Закончил свою речь глава Башкирии тем, что «если в ближайшее время Минздрав не наведет порядок и не покажет экономию, то все министерство вместе с министром, заместителями и начальниками отделов работать не будет».
Вот такое многообразное у нас получается «Дело врачей» — так сказать, в разных концах страны и в совершенно разных аспектах. Конечно, название печально известного процесса 1953 года я ввернул тут ради красного словца, но связанное с ним клеймо «врачи-убийцы» заставляет вздрогнуть. Истории о том, как врачи «залечили» того или иного пациента (или якобы «залечили», потому что установить факт врачебной ошибки бывает очень сложно), звучат в прессе постоянно; такого «наглядного» убийства, как в Белгороде, еще не было. Честно говоря, эта «наглядность» и пугает: а какой ответ последует?.. Помнится, лет пять зрел нарыв, связанный с милицией (по этой же причине переименованной в полицию), в прессе обсуждались десятки случаев, туманных, не всегда достоверных. И такое же «наглядное» (тоже снятое на видео), шокирующее преступление сыграло роль выстрела стартового пистолета: я имею в виду историю с майором Евсюковым и последовавшую — в качестве возмущенного «ответа» от общества — ревизию всей правоохранительной системы.
Но белгородское убийство единично, нетипично. Если мы задумаемся и начнем вспоминать, то окажется, что подавляющее большинство возмущающих нас фактов, касающихся бесплатной медицины, связаны не совсем с врачами. Не с самими и не напрямую. Чаще всего проблемы создают многочисленные посредники: будь то чиновники, менеджеры, операторы инфраструктуры. Вот и в башкирском скандале с закупками тоже: ну не сами же хирург и окулист закупают «абсурдные» препараты, в самом деле?
Приведу простой бытовой пример — из событий последних недель. Став родителями, мы с женой осваиваем электронную запись к врачу — штуку, кстати, не самую простую. Как известно, есть специалисты, к которым так просто не прорвешься, и мы привыкли каждый вечер дежурить у компьютера («окно» открывается примерно на 10 минут в сутки). Наконец, каким-то чудом удалось записать сына к детскому невропатологу и детскому ЛОРу (на плановый медосмотр) — правда, не в свое медучреждение. Система предложила поликлинику при 21-й больнице. И то хорошо! Мы уже готовились выехать в указанные дни и даты, но потребовалось уточнить один нюанс. Надо было выяснить, примут ли нас просто так, или нужно направление от нашего педиатра. Звоню в регистратуру той поликлиники. «Мы вообще детей не обслуживаем!» — огорошили меня на том конце провода. Желая уточнить, я назвал фамилии врачей, к которым нас записала система. В поликлинике удивились не меньше меня: «У нас такие вообще не работают...» Но кто-то же обеспечивает работу этих систем, ресурсов, всей бюрократической машины, связанной с медициной; всех закупок и т.д. Кто-то допускает большие и малые ляпы. И это чаще всего не сами врачи. Я уже заметил: если через все препоны удается прорваться к врачу, то обычно это вполне приятный, по крайней мере, адекватный человек.
Эта огромная система посредников, безусловно, нуждается в ревизии. Только не хочется, чтобы вместе с водой выплеснули ребенка. От нашей обычной кампанейщины могут ведь пострадать и сами врачи, подавляющее большинство которых — честные профессионалы. А если возвращаться к истории с закупками, то тут кампанейщина как раз страшнее всего. Наши чиновники порой работают так, что и лоб расшибают вместо молитвы — и ладно бы только себе. Хорошо бы в регионе создали дельную общественную комиссию, в которую бы вошли настоящие эксперты, которые бы сказали: есть ли смысл закупать дешевые отечественные аналоги в каждом конкретном случае, или, может быть, вполне «патриотические» отзывы о качестве каких-либо из них не всегда объективны. Вот и получается: проблемы в области медицины перезрели, но здесь надо быть особенно осторожными. По принципу — «Не навреди».
Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: