Все новости
Мнение
1 Декабря 2015, 09:00

Послесловие к конфликту с Турцией: так что же мы едим?

Игорь Савельев
Писатель
Всю прошедшую неделю уфимцы, как и все жители России, обсуждали шокирующее происшествие на границе Сирии и Турции. Владимир Путин назвал действия турецких властей, сбивших российский Су-24, «ударом в спину», и с этим трудно не согласиться, потому что ничего подобного не ожидал никто. В последние два года мы живем, как в калейдоскопе, в котором стремительно меняются красочные осколки еще советской холодной войны. То складывается картина, чем-то похожая на 1983 год, с его «империей зла» и сбитым «боингом», то всплывает ремейк карибского кризиса или введения войск в Афганистан (с которым многие сравнили сирийскую кампанию). Все это миксуется стремительно, но все же: ничего подобного нынешнему инциденту (истребитель НАТО атакует наш бомбардировщик по спорному, как минимум, поводу; гибнут люди) — не было никогда. Потрясенная страна задумалась о последствиях и ответных шагах. Учитывая, что логичный следующий шаг в «традиционной» матрице — только ядерная война (а к сирийским границам Турции уже подтянули то ли С-300, то ли С-400: «показания» высших должностных лиц путаются), Россия начала искать ответы альтернативные. Собственно, парад этих альтернатив мы и наблюдаем всю последнюю неделю.
У России и Турции много точек соприкосновения: помимо многообразного экспорта в нашу страну, это, конечно же, туризм (Турция здесь традиционный лидер) и разного рода стратегические проекты, например, газопровод. В какой-то момент — на фоне краха всех форм сотрудничества с Европой — Турция даже виделась главным политическим и экономическим партнером в этой части континента, так сказать, «европейским Китаем». Потом — еще до случая с самолетом — понемногу все начало отваливаться, начиная с газопровода. Первой и главной жертвой конца российско-турецкого столкновения стал туризм. Собственно, на этой отрасли вообще можно ставить крест, потому что все удивительным образом сошлось — начиная с теракта в Египте. Тогда почти весь туристический поток, в том числе и из Башкирии, был переориентирован на Турцию. Теперь закрыта и она. Можно сказать, что вопрос о выездных визах для россиян, обсуждавшийся всего пару недель назад, отпал сам собой, потому что с закрытием Турции и Египта ехать большинству уже некуда.
Борьба на остальных фронтах многообразна. Некоторую полярность мнений можно наблюдать даже у нас, в Уфе. Официальные лица сдержаны, когда их спрашивают о судьбе проектов, связывающих Башкирию с Турцией (таковых более 90). В первый же день своей работы наш новый премьер Рустэм Марданов, отвечая на вопросы журналистов, был аккуратен в формулировках и выражал надежды на то, что все образуется. «Верхи» не могут быть безрассудны, а «низы» не хотят сдерживаться (все по Ленину!). «Низы» в данном случае оказались представлены программой «Уфимское времечко», выпустившей в эфир сюжет о том, как уфимцы пикетируют представительство «Турецких авиалиний» — видимо, за отсутствием официального посольства. Чем замечателен этот сюжет? Тем, что прохожие получают одинаковые плакатики «Бойкот!» из рук самих журналистов: это заметно. Коллегам все-таки хотелось бы напомнить основные принципы профессионального кодекса: взгляды взглядами, но задача прессы — информировать о происходящем (уж не требую — «бесстрастно»), а не создавать акции самим. Но колонку я пишу даже не об этом, а о борьбе с Турцией на продовольственном фронте.
Итак, 24 ноября был сбит наш самолет. Уже через день Роспотребнадзор выставил претензии к качеству детской одежды, мебели, моющих средств, производимых Турцией, а также едва ли не всем экспортируемым ею продуктам: мясу, рыбе, кондитерским изделиям, овощам, фруктам, орехам... То есть буквально на следующий день после ЧП россияне узнали, что их, оказывается, давно травят «пестицидами, нитратами и нитритами» (и, видимо, если бы не военный конфликт, мы бы так и ели все это дальше). Так же срочно в мясе птицы из Турции обнаружился листерий — опасная бактерия: заразу выявили 25 ноября в порту Балтийск.
Когда-то (лет семь назад — в дни военного конфликта с Грузией, вина которой тоже стали вдруг ядовиты) люди еще задавались вопросом — как качество экспортного товара может быть так напрямую увязано с геополитикой. То есть политическая основа понятна, и если мы хотим ввести такую санкцию (как в прошлом году с продукцией из Европы), то, пожалуйста, — но качество-то причем?.. Сейчас уже не задаются и даже шутить на эту тему устали. Выводов — скорее, предположений — из этой бесконечно повторяющейся истории можно сделать два.
Первый: все товары, поставляемые в Россию, ядовиты и опасны. Просто Турция сбила наш самолет, а какой-нибудь условный Израиль — не сбил. Поэтому в израильских фруктах нитраты и нитриты еще не выявились, но случись что — обнаружатся на следующий день, будьте покойны. Второй: Роспотребнадзор на самом деле вообще не проверяет продукты и товары народного потребления. Он занимается чистой политикой и берет с потолка все нитраты и нитриты, как только ставится задача обрубить экспорт из какой-либо страны. Что мы едим при этом на самом деле, неведомо.
Один вариант лучше другого: выбирайте на свой вкус.
Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: