Все новости
Мнение
10 Ноября 2015, 09:00

Долгое эхо Египта: о чем заставила задуматься трагедия

Игорь Савельев
Писатель
7 ноября в Уфу прилетел первый самолет из Египта: первый из тех, что прибывают без багажа. Чемоданы туристов отныне доставляются грузовыми бортами МЧС во Внуково, а оттуда распределяются по стране внутренними авиалиниями. «Ни одного египтянина не было около самолета — их просто не подпускали», — рассказал уфимский пассажир прессе. Этому уфимцу, а также другим пассажирам еще повезло (несмотря на все те километровые очереди в аэропорту Шарм-эль-Шейха, которые в эти дни нам демонстрируют в теленовостях). Их могли просто вывезти самих, досрочно эвакуировать с курортов, утрамбовав все в те же эмчеэсовские ИЛы: такой вариант российским Совбезом также обсуждался...
Итак, перед нами долгое эхо трагедии над Синайским полуостровом. 31 октября в небе над Египтом взорвался российский аэробус, погибло 224 человека: это стало самой массовой гибелью россиян в авиакатастрофе. Для сравнения: самой крупной авиакатастрофой в мире, не считая теракта в Нью-Йорке с 2,5 тысячи жертв, стало столкновение двух боингов-747 на Канарских островах в 1977 году (583 погибших), самой крупной отечественной (еще советской) — падение Ту-154 в Учкудуке в 1985 году (200 жертв). Нынешняя трагедия уже входит в тридцатку крупнейших авиакатастроф в человеческой истории. Неудивительно, что все только ее и обсуждают вторую неделю. Неудивительно, что восприятие трагедии, сам «информационный шум» вокруг нее менялся.
Можно поговорить о многих аспектах этого «шума». Например, о том, как быстро была свернута тема с ненадежными чартерами. Я уже затрагивал ее в одной из колонок, иронизируя над тем, как быстро вчерашние Тмутараканские авиалинии, имевшие полтора старых грузовых самолета, перекрасились в какие-нибудь условные SuperFly, но не поменялось ничего, кроме логотипов. Сам летел летом подобным рейсом, интересуясь у гугла — что это за незнакомый перевозчик нарисовался, со звучным именем?.. «Когалымавиа» (также лихо перекрасившая фюзеляжи в MetroFly) идеально подходила под такую историю. Неприятные подробности разматывались все сильнее, неприятных вопросов возникало все больше. Например, как получается, что мы покупаем дорогостоящие туры, а везет нас до места непонятно кто и на чем?.. Но раскрутившаяся следом история с терактом — и зрелищными репортажами об эмчеэсовских ИЛах, спасающих багаж, — как-то «удачно» закрыла вопрос об этих странных чартерных компаниях.
Но поговорим о трауре: он был объявлен 1 ноября, по стандартной, в общем, схеме. В последние лет 15 траур объявляется ровно в тех случаях, когда погибло больше 100 человек (то есть, например, когда над Боденским озером погибли дети из Башкирии, траура в стране не было). Однажды я уже разбирался в этой теме, и даже моя колонка в федеральном МК называлась «Особенности национального траура»: связанная с крушением боинга в Казани (2013), она была спровоцирована странной (это как минимум) дискуссией в соцсетях. Тогда федерального траура объявлено не было (по причине всё той же математики), но КВН в субботнем эфире все равно отменили — и это вызвало бурю возмущения ряда интернет-пользователей. Мол, ну да, у кого-то беда, а мне какое дело? Прошло два года; у сегодняшней истории — другие нюансы.
Происшествие и траур совпали с Хэллоуином: праздником, который многие у нас не любят, особенно те, кто считает эту традицию «языческой», «непатриотичной» и даже «вражеской» (а на самом деле — ну какая традиция? — просто молодежное развлечение, вот и все). Новость о том, что во многих ночных клубах костюмированные вечеринки не отменились, и люди продолжали веселиться, несмотря ни на что, получила такой резонанс, что на эту тему высказался даже патриарх. Эта позиция понятна. Впрочем, не могу не привести и противоположную точку зрения, которую озвучивали многие публицисты, и которая тоже не лишена резона. Люди, заплатившие деньги и не отменившие частные вечеринки из-за траура, не лезли с этим весельем на экран, занимались тем, чем хотели, за закрытыми дверями. Их клубные вечеринки, о которых мы бы и не знали, если бы не возмущение прознавшей о них прессы, — их личное дело. Скажем так: я с уважением отношусь к обеим позициям. Но вызвало неприязнь едва ли не торжество тех, кто давно борется с празднованием Хэллоуина в России: у них был такой вид, как будто они получили в руки крупный козырь. Я надеюсь, они не ожидают в глубине души новой катастрофы к другому ненавистному, «чужеродному» празднику — дню святого Валентина.
Если два года назад — с Казанью — удивляла черствость людей, требовавших вернуть КВН в телеэфир, то сейчас смущало именно морализаторство «широкого круга лиц», причем связанное не столько с Хэллоуином. Я знаю случаи, когда уфимским организаторам мероприятий на Ночь искусств «представители общественности» рекомендовали отменять всё, хотя Ночь искусств — не Хэллоуин: она проходила вечером 3 ноября. При этом значительная часть мероприятий действительно отменилась в связи с трауром от 1 ноября: в структуре Минкультуры Башкирии это было решено официально, некоторые частные учреждения присоединились к этому решению по своей инициативе. Когда по своей инициативе — хорошо. Но когда кураторам выставок писали с призывами к этому не в меру ретивые «общественники» — это плохо. Вечером 2 ноября написали и мне: осудили за слишком «развлекательную» рекламу новой книги. В других обстоятельствах я бы, может, и согласился с этим, но не в ситуации, когда на первый план выдвигаются люди, которые считают себя святее папы римского и начинают указывать, кто и как должен себя вести: в связи с прошедшим трауром ли или в связи с чем-то еще. Они похожи на бабушек в церкви, которые волком рычат на каждого вновь вошедшего: юбка слишком короткая!.. не так крестишься!.. — и это на самом деле не имеет никакого отношения к той трагедии, с которой мы начали. Закончить хочется все же словами глубокого сочувствия всем тем, кого коснулась беда в катастрофе над Египтом.
Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: