Все новости
Мнение
20 Октября 2015, 09:00

Замкнутый круг: кто виноват в погружении Уфы в транспортный коллапс?

Игорь Савельев
Писатель
На минувшей неделе в разных изданиях Уфы появились три абсолютно разных, казалось бы, новости. Как говорят фокусники — следите за руками.
Новость из респектабельной сферы бизнеса и управления: администрация города решила, что Уфа «пойдет по пути Москвы». То есть не будет расширяться за счет новых территорий, а станет уплотнять застройку «внутри уфимского полуострова», в центральных частях города. Озвучивший это чиновник покритиковал идею «подтянуть Дему, Затон, Инорс», а уж тем более «подтянуть еще более проблемные территории где-то в районе Миловки и Романовки»: замысел построить там новые кварталы отныне считается «просто безумной идеей». На полях отметим, что ранее городские власти не видели ничего предосудительного в том, чтобы выстроить многоэтажки, например, где-то неподалеку от аэродрома Первушино и Южного кладбища (этот район красиво называется «улица Летчиков»), и, главным образом, предлагать там квартиры тем, кого расселяют из ветхого жилья в центре. Проблема, оказывается, в том, что на столь удаленных территориях непросто создать инфраструктуру. Опять же непонятно, кто мешал раньше думать и о дорогах, и о школах-поликлиниках-детских садах, и о вывозе мусора. Почему-то все это всякий раз оказывалось большим сюрпризом и для властей, и для новоселов. О том, что будет с инфраструктурой центральной части Уфы, когда ее максимально «уплотнят», чиновники в статье почему-то скромно умалчивают.
Новость из сферы криминала, даже с легким налетом романтики Дикого Запада: все-таки речь об «одноруких бандитах». «В Уфе при сносе гаражей нашли склад игровых автоматов». Все хорошо помнят, что это за история со сносом гаражей. После убийства школьницы, шокировавшего город, власти наконец проснулись и обратили внимание на целые кварталы полузаброшенных гаражей. Лет 30 на них не реагировали (бум возведения гаражей пришелся на конец 80-х), а теперь не жалеют эпитетов для описания мест, «которые забыты хозяевами, в них накапливаются хлам и мусор, да и сами каркасы ржавеют и начинают разрушаться». При сносе неизбежны сюрпризы, которые только убеждают в опасности такого соседства со школами: то газовые баллоны посыплются (как было на улице Николая Дмитриева), то запрещенные игровые автоматы, заложенные в гараж, как в тайник (на улице Степана Халтурина).
Новость из той же криминальной сферы, правда, это уже мелкое хулиганство: во дворе на улице Рабкоров неизвестный вбил топор в лобовое стекло внедорожника. Почти во всех СМИ, написавших о происшествии, это увязали с неправильной парковкой, местью жильцов и тем, что машина якобы перегородила дорогу к подъезду. И пусть почти сразу выяснилось, что подъезд и правила парковки ни при чем, возмущенных комментаторов было уже не остановить. Мелкий частный случай привлек гораздо больше внимания, чем всякие там газовые баллоны возле школ. Уфимцам наступили на любимую мозоль: в соцсетях долго еще не утихали призывы едва ли не браться за топоры, чтобы бороться с машинами на газонах и на подступах к подъездам.
Что объединяет все эти истории — понятно. Транспортная проблема в Уфе, проблема перегруженности машинами назревает и перезревает: сегодня новостей, по-разному связанных с нею, три, а завтра их будет пять и десять. При этом история со сносом гаражей выглядит едва ли не единственной разумной инициативой (чего не скажешь об идеях втыкать топоры в стекло или максимально уплотнять Уфу). У меня у самого возле дома такой проржавевший гаражный квартал родом года из 1989-го: все детство мы бегали и прыгали по крышам этих конструкций, тянущихся едва ли не на километр (тогда детей отпускали гулять одних лет с шести, что трудно себе представить в наше время). К концу 90-х этот «город» был заброшен где-то наполовину. Сейчас я задумался и поймал себя на мысли, что вообще сто лет не видел, чтобы из этих гаражей кто-то выезжал. Это не значит, что у ржавых коробок нет владельцев. Просто эти владельцы не хранят в гаражах машины. Раньше, лет двадцать назад, это как-то было более принято: и мой отец, и наши соседи каждый вечер ставили туда машины. Позже мы и гараж, и машину продали, а соседи, по крайней мере, при авто, а значит, вряд ли попрощались с гаражами. Но паркуются только во дворе. Мода на гаражи прошла. Может быть, она была приметой времени, когда на улице машины «разували», снимали дворники, крали магнитолы. Теперь эти гаражи — чисто сараи для хлама. А если они никак не решают проблему с парковками, то ради чего их сохранять?
Но идею строить на месте гаражных «кварталов» кварталы настоящие тоже трудно приветствовать. Опять же, не очень понятно: если создавать дороги и инфраструктуру в районе Миловки — «безумная идея», то почему увеличение нагрузки на уже существующие дороги, проезды, дворы (без видимых путей решения этой проблемы) — идея не безумная. Кажется, кто-то халтурит. Можно было бы сказать: застройщики. Это универсальная картина при создании новых кварталов: куда-то «исчезают» запланированные объекты инфраструктуры (например, подземные парковки), вместо них появляются новые и новые квадратные метры жилья, не заложенные в план (зато их можно выгодно продать!). Там, где в проекте было заложено девять этажей, появляются все четырнадцать, и так далее. Застройщики собирают деньги и испаряются. Не верю, что городские власти не имеют рычагов как-то их «прижать» и заставить исполнять свои обязательства. Но вместо этого «разруливать» дальнейшие проблемы приходится самим жильцам: «безлошадные» возмущены засильем автомобилей во дворах, для автовладельцев тоже нет выхода из ситуации, кроме как парковаться на газонах. Замкнутый круг?
Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: