Все новости
Мнение
8 Сентября 2015, 09:00

Почему в провале культурных проектов в Башкирии «виноваты» то зрители, то журналисты

Игорь Савельев
Писатель
Недавно ко мне обратилась журналистка, работающая для крупного федерального издания. Нескольким уфимским «деятелям культуры» предлагалось ответить на вопрос в духе, каких (культурных же) мероприятий Уфе не хватает, в общем, «на какое мероприятие бы вы пошли». (Тут я вспомнил, как накануне мы позорно сбежали с постановки театра Романа Виктюка вместе с доброй половиной зала бывшего ДК «Юбилейный», а ныне Дворца Молодежи, но решил умолчать об этом сомнительном для «деятеля культуры» эпизоде.) А меня ведь только спроси, чего не хватает! Вдохновившись, я написал целый обличительный лист. К сожалению, материал так и не вышел в свет, что было вполне ожидаемо: темы, связанные с культурой, в принципе крайне редко появляются на страницах крупных изданий (а уж тем более — на «местных» страницах), и понятно, что при любой подвижке планов именно их всегда вытеснят и политика, и экономика, и даже спорт. Поэтому моя гневная речь так и не долетела до читателей.
Суть этой пламенной речи сводилась к тому, что не важно, что бы я «хотел посетить», а важно, что вообще у нас реально провести. Потому что многие хорошие мероприятия проводятся в «безвоздушном, полупустом пространстве»: тут я припечатал в качестве примера форум ART-UFA-2015, о котором много говорили и писали все лето, и фестиваль «Rock’s Park Fest», собравший многие российские группы (от «Animal Джаза» до «Кирпичей») на уфимской Биатлонке. Два громких уфимских мероприятия оказались в моем списке по разным причинам. Музыкальный фестиваль, который в целом прошел довольно бодро (так говорят: сам я был в отъезде в дни его проведения, к сожалению), немного подвели погода и ситуация «первый блин комом». Далеко не все успели о нем узнать и добраться. Что касается выставки (она же форум), то она шла несколько месяцев, уфимцы успели, наверное, что-то узнать, тем более что в день открытия глава Башкирии даже призвал создать на базе этой экспозиции Центр современного искусства. Но долетали какие-то слухи, что выставка не вполне оправдала ожиданий. Сейчас, полистав августовские СМИ, я, наконец, выяснил, в честь чего был сыр-бор. Оказывается, я очень рисковал, готовясь увязать форум с «безвоздушным и полупустым пространством». Мне могло бы влететь так же, как влетело журналистам, задававшим вопросы на пресс-конференции в честь закрытия мероприятия.
«Московский комсомолец» отписал это в режиме светской хроники: организаторы обвинили именно журналистов в том, что форум не осаждали толпы уфимцев. Вопросы о тех или иных просчетах назывались «неуместными», поскольку для того, чтобы задавать серьезные вопросы, «вам нужно было быть на форуме все 50 дней», а не освещать открытие и закрытие. Журналистам посоветовали подучить историю искусств, их лица назвали «унылыми», а мой коллега Дамир Сафаров даже удостоился такого обращения от приглашенной звезды — шоумена Дмитрия Диброва: «Брателло, открой свои глаза, посмотри, что сделали художники!». В общем, журналистов пропесочили, как на оперативке в обкоме, сообщили, что «недовольны работой прессы» на форуме и что «у нас очень слабое телевидение». Так что критиковать выставку оказалось занятием небезопасным.
Наверное, сейчас, когда прошло уже несколько недель, эту историю уже можно было бы не расписывать так подробно — если бы не одно обстоятельство, или, вернее, характерная деталь. У нас вообще очень часто во всем оказываются виноваты журналисты. А уж в провале различных культурных событий (и не только культурных) их винят почти всегда. Это превращается в какой-то тренд: организовав что-то интересное и перспективное, бросить это на половине пути и посчитать, что на этом работа закончена: дальше «должны» все остальные — журналисты, зрители, слушатели... Об этой особенности я вспомнил недавно, когда попал на круглый стол, посвященный проблемам туристического (и, видимо, не только туристического) брендирования Башкирии. В качестве спикеров пригласили столичных специалистов по брендам, и в процессе дискуссии между гостями и «хозяевами» (то есть уфимскими представителями отрасли) возникло явное непонимание. «Хозяева» в большинстве своем считали, что у нас уже все есть, все готово — в диапазоне от башкирского меда до башкирской природы. И не надо, мол, ничего особо дополнительно делать, и если все это еще не достаточно «распробовали» на российском и мировом уровне, то «сами виноваты».
Это было похоже на глухой телефон. Столичный эксперт осторожно говорил: ну хорошо, мед, но почему вы говорите, что он уникален? Есть алтайский мед, есть кавказский, меда много, и попробуйте докажите, что именно башкирский принципиально отличается от всех. Он говорил: хорошо, башкирская природа, но почему «уникальная»? Уникальна Арктика, потому что она такая одна; почему турист должен выбрать башкирскую природу, а не алтайскую?.. «Вы сами-то успели побывать на Иремеле?» — возмущенно спрашивали его. — «Нет». — «Вот видите! Сначала побывайте, а потом говорите!» По существу не отвечал никто. Призывов разделять патриотизм и профессиональный подход к делу никто не слышал тоже. Мы, видимо, и дальше будем сидеть на бочонках меда и на камнях Иремеля (а может быть, и на экспозиции «Арт-Уфы»), считая, что дело уже сделано: не надо никаких дополнительных усилий, идей, проектов, кто не распробовал и не присоединился к нам, тот сам дурак.
Кстати, возвращаясь от туризма к культуре. Один из приглашенных экспертов — советник министра культуры России Николай Новичков — говорил, например, и о том, что какого-то яркого образа (региона, проекта и т.д.) недостаточно. Образ обязательно должен подтверждаться. Так, например, довольно долго наши соседи раскручивали бренд «Пермь — культурная страница», что было связано с проектами Марата Гельмана в этом городе. Сам господин Новичков, кстати, имел к этому непосредственное отношение, поскольку был одним из тех, кто был приглашен из Москвы создавать тот самый пермский проект (он занимал несколько «профильных» постов в регионе, включая пост министра культуры). Он привел в пример Теодора Курентзиса — всемирно известного греческого дирижера. В 2011-м он был назначен худруком Пермского театра оперы и балета, в этой должности, кстати, пребывает и до сих пор, несмотря на туманное настоящее и будущее большого пермского проекта. Вероятно, «купить» мировую звезду стоило региону очень дорого, по этому поводу нередко звучит и критика (особенно, наверное, сейчас, когда Гельмана и его команду торжественно изгнали из города, и из «культурного десанта» остался мало кто). Если ты называешь Пермь культурной столицей, значит, ты обязан купить Курентзиса, — в таком духе высказался господин Новичков. И разъяснил уж совсем просто: «Если ты с чем-то заявился, значит, нужно отвечать за базар».
Золотые слова!
А то о своей собственной ответственности за судьбу культурного проекта (да и любого другого) у нас вспоминают в последнюю очередь. Никто не спрашивает: «Чего не сделал я?», все спрашивают: «Чего не сделали другие?»
От редакции. Новый роман Игоря Савельева «ZЕВС» уже поступил в продажу в книжные магазины городов России. В Уфе его можно найти в магазинах «Эдвис» (ул. 50 лет СССР, 12 и ул. Маршала Жукова, 8), а также в Доме книги «Знание» (ГУП «Белая река») по адресу ул. Ленина, 24.

Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: