Мы разминулись. Я должен был выбрать гитару для дочери своего старого приятеля, с которым когда-то студентами таскали мешки на товарном дворе. Ходили вместе в походы, пели бардов, он хвалил мои первые песни. Потом я двинул в журналистику, он в коммерцию, и вот мы должны встретиться, чтобы купить инструмент для его шестнадцатилетней дочери. Я в роли эксперта. И разминулись. Наконец, десять раз созвонившись по мобильному, пересеклись у большого торгового центра. Они шли навстречу, улыбаясь и гордые тем, что уже купили гитару. Это была великолепная китайская фанера, которой можно было забить колышки для палатки, разжечь костер, наконец, двинуть по башке распоясавшегося хулигана, но никак не играть на ней. Она пахла паршивым скипидарным лаком и наглостью китайских производителей, заваливших этим барахлом всю Россию. Наши ширпотребные сети принимают их по 10 долларов за штуку, а продают по 50-100.
Всё это я высказал своему приятелю и предложил купить другой инструмент. Благо, дочь его уже имела музыкальное образование по классу фортепиано и могла оценить звучание хорошей гитары. Приятель согласился с моими доводами, взял только что купленного китайца за гриф и с размаху шарахнул об угол дома. «Ай!» — воскликнули дочка с гитарой, мы покидали собранный мусор в урну и поехали в специализированный музыкальный магазин. По дороге я прочитал своим спутникам маленькую лекцию, краткое содержание которой привожу ниже.
В дни памятных дат, связанных с именами Окуджавы и Высоцкого, как утверждают продавцы музыкальных салонов, резко поднимается спрос на самый массовый инструмент — гитару. Немудрено... Именно благодаря двум этим великим бардам гитара, насчитывающая семь веков истории, стала родной чуть ли не в каждом российском доме. И даже сегодня, когда струнно-поэтическая исповедальность уступила место дешевой попсе, интерес к любимому инструменту не угас. Скорее, стабилизировался.
Для начала следует знать, что десятки видов и подвидов акустических (т.е. не электрических) гитар условно делятся на три группы: hat-top — обычная фолк гитара с металлическими струнами, classical — классическая (испанская) с нейлоновыми струнами; arch.top или «вестерн» — джазовая гитара, по форме напоминающая увеличенную скрипку с прорезями по краям деки.
Последней пользуются исключительно профессионалы. Известный джазовый гитарист Кузнецов, например, играет на инструменте американской фирмы Gibson. Стоит такая гитара от трех тысяч долларов, как, впрочем, и большинство продукции данной марки, насчитывающей сто лет истории. И даже относительно не дорогой инструмент от Gibson потребует не менее 500 долларов из вашего кошелька. Да и продаются они разве что в Москве и Питере.
Между тем гитару дешевле 100 долларов покупать не стоит. К сожалению, отечественные инструменты в список рекомендуемых я бы не включил, хотя добрый десяток российских фабрик (Шихово, Боброво, Самара, Кунгур и т.д.) предлагают их в изобилии. Исключение составляет разве что продукция питерской «Музы». Она проста, звучна, ломаться там нечему, и в качестве походно-поездного варианта вполне сойдет. Кстати, если вы постоянно упражняетесь в игре на гитаре, следует иметь не один, а несколько инструментов: как костюмы — «повседневный» и «на выход». Заглянет соседский парнишка: «Дайте гитару поиграть», ты ему простенькую и дашь. А к концертному экземпляру лучше вообще никого не подпускать.
О последнем — подробнее. Идеальным соотношением в плане «цена-качество» считается приобретение классической гитары канадского производства, особенно если она изготовлена фирмой La Patrie. Отличная работа, мягкий глубокий звук с различными тембральными оттенками, внешне очень изящна и в то же время исключительно надежна. Не уступают ей по качеству японские гитары, скажем, от Ibanes или Yamaha, но они как минимум в полтора раза дороже. Долларов за пятьсот можно приобрести инструмент от канадской же Larrivee. Эти, конечно, не из палисандра или красного дерева, как Martin или Tailor, но в умелых руках любителя доставят слушателям удовольствие.
В годы юности верхом удачи было заполучить чешскую «Кремону» или немецкий «HONER» (только, упаси бог, не китайского производства). Они и сегодня очень популярны у любителей старшего поколения. В этом же ряду стоит испанская Admira. Ее нейлоновые струны мягки, позволяют играть как боем, так и перебором, не ранят пальцы в отличие от металлических. Дамам, конечно, придется маникюр состричь. Со временем на подушечках пальцев образуются аккуратные мозольки, отличающие музыкантов от остального человечества.
Конечно, если появятся средства (от 2000 долларов), можно разрешить себе инструмент от Juan Hernandes. На гитарах этой фирмы играл великий Сеговиа и другие известные испанские мастера. Фламенко в их исполнении горячит кровь, как доброе вино, и заставляет представить себя в окружении темнооких красавиц. «Начинается плач гитары» Федерико Гарсиа Лорки — это не поэтический образ, это следует понимать буквально. Я боюсь брать в руки инструменты такого класса: позволить себе их не могу, а оторваться невозможно. Потом умрешь с тоски...
А для дочери моего приятеля мы купили старую добрую «кремону». Теперь с удовольствием хожу к ним в гости — есть на чем спеть песни нашей юности.