Все новости
Мнение
28 Июля 2015, 09:00

Не та красная дорожка, или Почему у уфимцев не ладится с чартерами

Игорь Савельев
Писатель

В разгаре сезон отпусков, и из новоотстроенного «терминала № 2» международного аэропорта «Уфа» отбывают многочисленные рейсы, которые, собственно, и дают ему этот высокий статус — «международный». Между прочим, несмотря на многолетнее пребывание в этом статусе, с регулярными рейсами за рубеж (а уж тем более — куда-то за пределы экс-советских республик) у нашего аэропорта всегда было как-то бедновато.

Другое дело — чартеры, благодаря которым из Уфы сегодня можно вылететь едва ли не на все курорты мира, от демократичной Турции до мажорского Дубайя. И даже те рейсы, которые официально значились как регулярные, на деле оказывались теми же чартерами, только иначе оформленными (уж зачем — бог весть; во всяком случае, это давало уфимским СМИ повод для гордости, когда сообщалось: из Уфы начали выполняться рейсы в очередную мировую столицу!). Таковым был, например, рейс Уфа — Барселона, который просуществовал пару лет, а в этом сезоне так и не возобновился после осенней спячки: что поделаешь, кризис! Выполняла его испанская авиакомпания второго плана с громким именем Air Europa (громкие названия скромных авиакомпаний — еще одна примета чартеров, но об этом дальше). О «чартерной» сути говорили десятки второстепенных примет (например, странные нормы провоза багажа или задержка рейса, отправляемого глубокой ночью из какого-то глухого угла барселонского аэропорта), да и основные тоже. Билетов на «регулярный рейс» в открытой продаже не было (все реализовывались через турфирмы вместе с путевками), бонусные баллы за перелет начислять отказались, хотя Air Europa, как и российский «Аэрофлот», входит в альянс Sky Team... Но я уже перегрузил читателя лишними подробностями, переходим к главному: из Уфы за границу летают, в основном, лишь многообразные чартеры. А они славятся весьма специфическими взаимоотношениями между пассажирами и авиакомпанией. Вот об этих особенностях (и «подводных камнях» такого рода перелетов) и поговорим.

Запомните главное: в чартерах все выглядит абсолютно не так, как вы, может быть, привыкли, пользуясь регулярными рейсами внутри России. Главной чертой регулярного рейса в этом контексте можно назвать некую «обезличенность» и приятное взаимное равнодушие. Вы ступаете на борт самолета ровно по той же причине, по которой заходите в автобус, т.е. вам нужно попасть из точки А в точку Б, и вы вряд ли позже вспомните, какого цвета был автобус и как выглядел водитель. Вы будете заняты своими мыслями и делами, несколько «промежуточных» часов не будут иметь большого значения. Так и в обычном рейсе: вы вряд ли зациклитесь на том, чем вас кормили, и обратите повышенное внимание на стюардесс. В чартерном перелете не так: и авиакомпания, которой этим приходится заниматься (героические испанки из Air Europa даже сносно выучили русский язык!), и ее уже порядком «отдохнувшие» (даже еще до прибытия на курорт) пассажиры люто друг друга ненавидят, и долго еще будут вспоминать о встрече со странным неравнодушием.

Что касается «вины» авиакомпаний, то их проблема в том, что туроператоры часто привлекают к выполнению чартерных рейсов кого-то почти случайного: по крайней мере, отправляясь из Уфы куда-нибудь на заморские курорты, вы никогда не окажетесь на борту крупной и широко известной компании вроде «Аэрофлота» (добро, если это будут хотя бы Оренбургские или Уральские авиалинии — своего рода Гималаи в мире чартеров). Вылетая сейчас в Грецию, я, например, был заинтригован звучным названием Royal Flight: «королевской» компанией не называют себя даже те, кто возит Елизавету II. Википедия рассказала, что до прошлого года эта «королевская» компания называлась «Абакан Авиа», занималась грузовыми перевозками, и ее парк состоит из пяти (по другим данным, шести) самолетов среднего возраста 15,8 лет. Но тут по факту — по качеству перевозки — хотя бы претензий нет, а то бывают такие компании, что на описание их чудачеств не хватит даже двух колонок.

А что касается «вины» пассажиров, то... Всё было сказано однажды уморительно смешной КВНовской юмореской, героини которой (это была женская команда) играли стюардесс, усмиряющих пьяных пассажиров по пути из Турции. Что и говорить: по сравнению с чартером регулярный рейс покажется верхом трезвости и аскетизма. Народ начинает открывать бутылки, купленные в дьюти-фри, еще в уфимском зале ожидания (а меньше литра виски или джина там просто не берут). Никакие увещевания экипажа обычно не помогают: всеобщая гулянка продолжается весь немаленький (четыре — шесть часов) полет (и, обратите внимание, все громкие истории с пьяным дебошем на борту связаны именно с курортными перелетами). Интересную роль здесь играет персонал магазинов дьюти-фри в международном терминале Уфы: не знаю, как сейчас (после реконструкции), а года три назад продавцы активно подбивали нас купить вискаря и начать прямо здесь. Казалось бы, люди, работающие в аэропорту, должны думать прежде всего об авиационной безопасности, но...

Еще пассажиры чартеров ведут себя довольно странно. На протяжении всего полета вопят не только дети, которым это простительно, но и взрослые: может быть, как раз виски помогает им так раскрепоститься, чтобы громко быть вместе и в горе, и в радости. На этом фоне на регулярном рейсе тихо, как в библиотеке. Еще на регулярном рейсе нет очередей в туалет (на чартере всегда стоят по десять человек), а вызовов стюардесс, наверное, меньше раз в двенадцать. Это можно объяснить только тем, что чартерами летят, преимущественно, люди, которые почти не пользуются самолетами (в то время как на регулярных рейсах таких меньшинство). Им все в диковинку, как детям. Если есть туалет, значит, надо несколько раз сходить в туалет. Если есть кнопка вызова бортпроводника, и можно сколько угодно раз попросить принести воды или колы, значит, надо по десять раз жать эту кнопку, гонять стюардессу и пить халявную колу и воду (на регулярном рейсе эту кнопку нажимают два — три пассажира за весь полет). Из-за этой колы (точнее, придравшись к какому-нибудь пустяку), разумеется, надо и поскандалить. Стюардесса же прислуга. У нас никогда не было прислуги, здорово, надо не упустить случай и покомандовать, пусть знает свое место...

Пассажиры чартеров славятся преувеличенным вниманием к еде. Вообще, еду в авиации все больше считают анахронизмом: прошли те времена, когда на двухчасовом рейсе Уфа — Москва пассажирам выкатывали полный поднос и предлагали на выбор курицу или рыбу (к гарниру, салату и много чему еще). Почти все авиакомпании перешли на скромный бутерброд, а лоукостеры отказались от еды вообще, справедливо полагая, что несколько часов без еды можно прожить. На чартерах же пассажиры сначала долго ждут еду (и спрашивают про нее экипаж), потом — оставшееся время полета — горячо ее обсуждают, потом пишут многословные отзывы в интернете. Кажется, и сам отдых оставляет у них меньше впечатлений и желания высказаться, чем эта самолетная еда.

Наконец, отличие «регулярки» и в том, что для перелета люди стараются одеться попроще и поудобнее, а женщины часто отказываются от макияжа: оно и понятно, толкание в аэропорту с чемоданом, а затем долгое сидение в тесном кресле (иногда и ночное, т.е. вместо сна) мало походит на обстановку, в которой нужно блеснуть. К чартерному рейсу дамы приезжают во всеоружии. Нигде вы не увидите такого богатства шпилек, вечерних макияжей и прочих леопардовых принтов, как в международном терминале уфимского аэропорта. Понятно, что на отдыхе все хотят выглядеть как можно лучше, но этому отдыху же будет предшествовать многочасовой утомительный путь?.. Тем не менее, большинство пассажирок одеты так, что хоть сейчас на красную дорожку.

Ах да! В самолете «королевской» авиакомпании как раз была красная дорожка! Может, это многое объясняет?.. Вот там-то наши «кинозвезды» блистали от души — по пути в туалет и обратно.

Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: