Судя по всему, государственным унитарным предприятиям приходит окончательный каюк. Оставшиеся предприятия с названием «государственные» — нынче это как клеймо на прокаженных — будут, судя по всему, упразднены.
Объяснение простое, распространенное: ГУПы неэффективны, непрозрачны в своей деятельности, громоздки, неповоротливы. Там, где могут работать два человека, по мнению новых экономических стратегов, в ГУПах держат 22. В общем, ГУПы — обуза на многострадальном теле матушки-России, которая семимильными шагами шагает в капитализм.
Есть еще одно объяснение, даже не объяснение, а так, резюме, решение, вердикт: посему все ГУПЫ нужно приватизировать. Так тому и быть.
Они становятся частной собственностью. И, следуя логике экономических гуру, сидящих в заоблачных высотах макроэкономики, станут гибкими, мобильными, прозрачными и высокопроизводительными.
Между прочим, несколько серьезных структур, являющихся, само собой, государственными, выступают против. Оно и понятно. Ведь, по сути, приватизация — это подкоп под государственный фундамент.
Но как, скажите на милость, быть с такой структурой, как министерство обороны? Конечно, это не ГУП. Это управленческий штаб. Огромный, мощный, неповоротливый, невероятно многочисленный — да что там говорить — государственная махина! У него в подчинении столько всякого добра, что у современных Чичиковых голова кругом идет от восторга и от предчувствия высокой эффективности.
Не хочу и не буду вступать в дискуссии по этому поводу со знатоками экономики, с вершителями судеб наших заводов, фабрик, производственных объединений и, разумеется, их коллективов. Они создают современные правила, они определяют тенденции развития экономики — им и флаг в руки.
Признаюсь, грамотёшки не хватает возразить. Да и не силен в хитромудрых спорах с юридически, финансово и политически подкованными спецами, с нынешними комиссарами капитализма. Каюсь, аргументов и знаний — кот наплакал. Есть только одно, невидимое, неосязаемое, правда, имеющее номерной знак — шестое чувство. Оно подсказывает, что не все тут чисто и безоблачно. Конечно, способ приватизации как путь решения проблемы неэффективности имеет право на существование. И даже на осуществление. Но пример современного Чичикова от Минобороны страны еще свеж и не зарубцевался. «Эффективный менеджер» в домашних тапочках с трудом был остановлен на полпути своего победного шествия к окончательному развалу оборонного ведомства. Он, наверное, довел бы структуру до нужных двух человек — зачем содержать 22, когда двое шуруют результативно, эффективно.
Правда, увлеклись. Забылись. Забыли про то, что они в России. Еще Петр Алексеевич, он же Петр I, он же Петр Великий, он же Бом Бар Дир, знал, как поступить с такими увлеченными. Своему воеводе, которому подрядчики сорвали поставку рыбы, зерна и вина, других продуктов и предметов, нужных для армии, он задал сразу же вопрос: «Повесил»?
Мы привыкли к словам о том, что государственное — это ничье. Может, надо вернуть все-таки истинное значение этим понятиям: государственное — это наше, государство — это мы.
В стремлении сделать личной собственностью всё и вся в стране можно дойти, конечно, до абсурда (а для кого-то, очевидно, до желанной цели): приватизировать Россию. Сделать ее эффективным ОАО — нараспашку открытым акционерным обществом.
…На таком большом и грозном сооружении, как подводная лодка, есть правило: если в каком-то из отсеков случился пожар или еще какая беда, отсек задраивают наглухо и заливают водой. Вместе с людьми, которые находятся в этом отсеке. Делается это во имя спасения корабля, во имя спасения всего экипажа.
Всё ли ладно в отсеках нашего большого корабля?..