Саммиты начались, саммиты начались!.. Нервоз и истерику — не передать: еще пару недель назад уфимцы делились видео, как расплавленный асфальт наматывается на колеса большегрузов, а сегодня спрашивают друг у друга в соцсетях: ну как, ну как?.. Куда пускают, где обыскивают?.. Блогерская тусовка накануне разыграла в миниатюре тридцать седьмой год. Сначала была организована ловля российского блогера № 1 Ильи Варламова. Администрация Уфы рассылала по отелям письма с просьбой сообщить, где он остановился, а сам он, как Неуловимый Джо из анекдота, фоткался под вывеской той самой администрации (на какое-то время это даже стало трендом) и шутил про награду за свою голову. Затем воронок поехал к уфимскому адепту Варламова — Ринату Бакиеву, блогеру, выпустившему брошюру под названием «Уфа накануне международных саммитов: народная версия» (опустим тавтологию, не все же обязаны быть филологами). В брошюре было собрано примерно то же, что активно фотографировал Варламов: заасфальтированные газоны, баннеры вместо фасадов развалюх и проч. Как рассказал Бакиев прессе, «ко мне домой приезжали сотрудники ФСО, ФСБ и МВД, чтобы попросить меня не печатать и не распространять брошюру», и даже ласково пригласить в небезызвестное здание на улице Крупской. Так «призрак 37-го» тоже стал трендом: блогер Ренат Факиев рассказал в соцсетях, что люди в погонах пришли к нему с вопросом: «Как вы относитесь к Pussy Riot», и предупредили, что «приковывать себя наручниками к ограде бесполезно, у нас есть пневматические ножницы». Прочитав бурную дискуссию об этом, я даже расстроился: когда полиция приезжала ко мне (думаю, все жители Кировского района удостоились такой чести), то их интересовала только чепуха вроде номера машины. Никто не спрашивал, собираюсь ли я приковывать себя к Конгресс-холлу. Чувствую себя выброшенным за борт жизни — обидно!
И все это — аккомпанемент к саммитам. Кто-то пытается настроить паству на более патетическую волну — отвлекитесь, мол, от фасадов и асфальтов, тут вершится мировая политика, — но нервные уфимцы пребывают в истерике вокруг баннеров и луж, их разоблачителей и защитников.
Начнем с Ильи Варламова как с главного возмутителя спокойствия. Месяц назад, узнав, что он закрывает свой знаменитый блог, я озаглавил новость об этом именно так: «Варламов больше не разозлит уфимцев», а в соцсетях сопроводил это цитатой из Агаты Кристи: «Конец кровавому судье Уоргрейву! Больше ему не выносить смертных приговоров! Не надевать ему черной шапочки! В последний раз он председательствует в суде!» Но все оказалось именно как в «Десяти негритятах», где судья Уоргрейв, как вы помните, только прикинулся мертвым, чтобы и дальше — убивать, убивать, убивать (забыл пометку: «Внимание, спойлер!»). Уже не будучи формально блогером, Варламов вдруг примчался в потерявшую бдительность Уфу — и вскрыл все язвы на своем сайте: сразу несколько статей было посвящено баннерам и лужам, а вчера (6 июля) подготовка к саммитам была названа им «настоящим актом насилия над городом». Разоблачил — и не пойманный администрацией, — улетел на крыльях ночи, как Черный Плащ.
Вслед сыпались проклятья. Телеведущий Эрнест Хайруллин подсчитывал, что неизвестные недоброжелатели Уфы «заказали» нас московскому киллеру «за целый лям, если не полтора». Другие возражали, что кто-то же должен был раскрыть нам глаза, чтобы мы сами задали, наконец, сакраментальный вопрос «Где деньги, Зин?». «Мы сами» быстро персонифицировались в Ринате Бакиеве и его «Народной книге», простите, «Народной брошюре» (была такая «Народная книга о докторе Фаусте» в Германии XVI века, а в Германии XX-го — «Völkischer Beobachter», то есть «Народный обозреватель»). Подборка скандальных фотографий, где в асфальт закатаны даже уже не газоны, а трамвайные рельсы (фанат электротранспорта Варламов такого бы не пережил!), взбесила массы даже похлеще происков заезжего Хлестакова. Под волну репрессий едва не угодила даже руководитель департамента пресс-службы саммитов Екатерина Телина, которая накануне легкомысленно призвала делиться с блогером Бакиевым фоточками (о чем бдительные граждане сразу же поспешили просигналить). Мнение большинства выразил в фейсбуке Шамиль Валеев: «Фотографировать прыщ на попе Уфы и подписывать фотографию «Это — лицо Уфы» накануне первого в истории Уфы приезда такой огромной толпы журналистов со всех концов мира и страны и начальников этих стран — это что-то среднее между...» (далее опускаем из цензурных соображений). Его поддержал другой именитый блогер, Михаил Бреслер: «Совсем не время сейчас для гражданской активности в области коммунального хозяйства Благословенной, смотрите на котиков и фотографируйте тарелки с едой» (то есть перефразировал знаменитый сталинский плакат: «Недалеко от болтовни и сплетни — до измены»). Тем временем ФСОшные кованые сапоги (если верить «врагу народа» Бакиеву) уже топтали «Народную брошюру» (и снова тавтология!). Как там было у Ахматовой?.. «Под кровавыми сапогами и под шинами черных марусь»!!!
Словом, накануне саммитов все сосредоточились на лужах, асфальте и вокруг, а не на тех глобальных вопросах, к которым призывал в «Общественной электрогазете» Вячеслав Завьялов (и по его «историческим лавочкам» от души прошлась другая прима уфимской блогосферы — таинственная Missis Fix). Завьялов заставил отметить один факт, который, может, и не имел в виду: его глас «о глобальном» был почти одинок. Почему? Может, как раз по причине того, что на наши уфимские «лавочки» мировые лидеры обратят мало внимания, и не зря так упорно ходили слухи, что саммиты перенесут в Сочи: по большому счету, этим лидерам всё равно, где они будут решать все свои глобальные вопросы. Уфу и все наши старания (хоть с баннерами, хоть с брошюрами) — где-то там, вдали, за окнами бронированных лимузинов, — они мало заметят. А уфимцам хотелось бы внимания именно к себе. Отсюда и такой болезненный интерес к Варламову, а не к Путину с госпожой Дилмой и товарищем Си.