Все новости
Мнение
28 Мая 2015, 09:00

В Башкирии недобрым словом помянули перестройку

Вячеслав Завьялов
Журналист
В Башкирской академии государственной службы и управления собравшиеся на круглом столе политики, общественные деятели, ученые и журналисты обсудили — что случилось с нашей страной в середине 80-х годов прошлого века. Мнений было много, но разнообразием они не отличались.
«Целью всей моей жизни было уничтожение коммунизма, невыносимой диктатуры над людьми. Меня полностью поддержала моя жена, которая поняла необходимость этого даже раньше, чем я. Именно для достижения этой цели я использовал свое положение в партии и стране. Именно поэтому моя жена все время подталкивала меня к тому, чтобы я последовательно занимал все более и более высокое положение в стране», — так якобы охарактеризовал свою деятельность на посту генсека КПСС и президента СССР Михаил Горбачев в 1999 году на семинаре в Турции.
И далее: «Когда же я лично познакомился с Западом, я понял, что я не могу отступить от поставленной цели. А для ее достижения я должен был заменить все руководство КПСС и СССР, а также руководство во всех социалистических странах. Моим идеалом в то время был путь социал-демократических стран. Плановая экономика не позволяла реализовать потенциал, которым обладали народы социалистического лагеря. Только переход на рыночную экономику мог дать возможность нашим странам динамично развиваться».
Утверждать, произносил ли что-то подобное Горбачев, сегодня не представляется возможным. Сам фигурант на все вопросы отвечал всегда уклончиво, давая оппонентам — а сторонников у Горбачева кот наплакал — широкие возможности для разнообразных трактовок его речи. Всплыла эта тема и на прошлой неделе, на круглом столе, организованном в БАГСУ и посвященному 30-летию перестройки в нашей стране.
Мнения участников круглого стола о роли и месте перестройки в истории — как отечественной, так и мировой, — разошлись, но не кардинально. Вся палитра уместилась в спектре от нейтрально-негативного до резко-негативного. В сколько-нибудь положительных оценках процессу, старт которому случился в 1985 году, высокое собрание отказало. И, на мой взгляд, совершенно справедливо отказало.
Несмотря на царившие на круглом столе эмоции — тема эта, понятно, мало кого может оставить равнодушной, — ряд выступавших выдвинули несколько тезисов, которые, на мой взгляд, наиболее адекватно отражают суть происходивших в середине восьмидесятых годов прошлого века событий.
В частности, профессор БАГСУ Рустем Латыпов отметил, что ставить в один ряд политику гласности и понятие свободы слова в корне неверно. На самом же деле, вся пропагандистская машина умиравшего СССР скоординировано и целенаправленно работала на слом существовавшего тогда строя.
«А ведь были и альтернативные точки зрения, но им попросту не давали хода в те годы», — подчеркнул профессор и предложил полистать подшивки газет. Я полистал. Действительно, профессор Латыпов прав. Все публикации тех лет, за очень редким исключением, имеют страшную разрушительную силу. А ведь нам, молодым и юным, касалось тогда, на пике перестройки, что вот она — вершина демократии! Какими же дураками мы были…
Безусловно, пройдет еще лет 30, прежде чем эмоции от восприятия тех событий уйдут на второй или даже третий план, а мы, если доживем, будем в своих оценках оперировать голыми фактами. Сегодня же нам остается просто помянуть — добрым или недобрым, кому как угодно, словом, — те кардинальные изменения в жизни нашей страны, которые лишили нас самого дорогого, что у нас было.
Родины.
Автор:Завьялов Вячеслав
Читайте нас: