Все новости
Мнение
21 Апреля 2015, 09:00

А нужен ли ветеранам Сталин?

Игорь Савельев
Писатель
Честно — вот не хочется начинать колонку со слов «На днях в нашей местной тусовке (журналистов, блогеров, нужное подчеркнуть) разгорелся скандал» (или хотя бы «жаркий спор»). Так и веет от этого чем-то по-плохому провинциальным, бурей в стакане воды, зощенковским «А у нас во дворе одна девочка»... Тем более что дело не в опереточных местных разборках, которые являются не более чем одним из многочисленных частных случаев некой общероссийской ситуации, тренда, как сейчас принято выражаться. Вот об этом и поговорим. На протяжении последних нескольких лет ни один День Победы не обходится без сомнительного информационного шума, который как-то привязывают к этому священному празднику. Спорят о Сталине, точнее, о его присутствии или отсутствии на билбордах, плакатах, открытках, посвященных 9 мая.
Если вы воспользуетесь гуглом, то убедитесь, что на каждую годовщину Победы приходится по пять-шесть сюжетов о том, что в таком-то городе на линию выпустили автобусы, украшенные лучезарным ликом генералиссимуса во все борта, а в таком-то регионе Иосифом Виссарионовичем украсили уже, не знаю, обложки школьных тетрадей. В нашем, уфимском магазине «Знания» стенд к прошлогоднему Дню Победы выглядел феерично, я даже сфотографировал: лицо Сталина украшало половину представленных на стенде книг, а имя — большую часть названий (то есть, например, то, что вполне могло называться «Бронетехника Красной Армии», было издано под броским заголовком «Бронетехника Сталина»).
Всякий раз к маю начинается общественная дискуссия, аргументы в которой стандартны настолько, что победителя выявить невозможно. Одни говорят: преступлениям Сталина нет оправдания, его портреты, памятники («Большая тройка», воплощенная в бронзе Зурабом Церетели, в этом году появилась в Ялте) и прочее — недопустимы. Другие возражают: но именно Сталин был верховным главнокомандующим в войне, которую мы вспоминаем, а солдаты шли в бой со словами: «За Родину! За Сталина!» Нелепо, мол, это скрывать, возводя памятники Жукову, но обходя Сталина. Аргумент первых: именно Сталин подставил страну под удар, обескровив армию в 1937 году и запутавшись в играх с Гитлером. Аргумент вторых: стариков пожалейте. Это именно они, наши спасители, которым сегодня по 85-90 лет, хотят видеть своего Верховного Главнокомандующего. Мы, как благодарные потомки, обязаны во всем идти им навстречу, и если они хотят почтительного отношения к Сталину, билбордов, портретов, фильмов и скульптур, — то любители вспомнить про 1937 год пусть пока помолчат, потому что ветеранов обижать нельзя. И на этом обычно дискуссия прекращается.
Ровно по этим же лекалам разгорался на днях спор и в уфимской журналистско-блогерской среде после того, как одна широко известная в этой самой среде девушка разрекламировала социальный проект своего приятеля («Отличный проект, прочитайте, я думаю, это достойно, очень достойно»). Проект реализуется в Москве: группа активистов не придумала ничего лучше, чем отпечатать тираж книги «И.В. Сталин смеется: юмор вождя народов» и распространять ее в качестве подарка ветеранам к 70-летию Победы. Тут многие коллеги заявили девушке, что не согласны с ее восторженными оценками. Девушка и те, кто ее поддержал, напирали на военную тему и на то, что «каким бы ни был Сталин, а ветераны его уважают». В общем, и у нас не избежали споров, законченных тезисом «не огорчайте ветеранов». Что возразишь?
А давайте я возражу. Постараюсь по-умному, научно, с сухой исторической справкой.
Воинам-победителям (тем немногим, кто еще с нами: увы, они уходят) сегодня под 90 и за 90. Если не брать в расчет многочисленные, но исключения (когда подростки попадали на войну), то фронтовику сегодня минимум 88 лет (из расчета: 18 лет в 1945 году). Это значит, что в 1953-м, когда вождь умер, ему было 26. Что было после?
Через год, в 1954-м, советская пресса скромно отметила 75-летний юбилей покойного вождя (ну о-очень скромно: черно-белый портрет на задворках красочного «Огонька»). Разоблачение культа личности уже готовилось, вчерашнего «гения всех времен и народов», официально еще не осужденного, особо старались уже не упоминать и по-тихому снимали портреты со стен. Доклад Хрущева на ХХ съезде, напомню, не публиковался. Таким образом, имя Сталина не упоминалось прессой до 1965 года вообще, а в 65-м было упомянуто один раз, и этот один раз советское руководство обсуждало очень долго (надо? не надо?): собственно, речь идет о докладе Брежнева к 20-летию Победы. И дальше — понемногу, очень дозировано — пошло: несколько фильмов Озерова, несколько книг (преимущественно, маршальских мемуаров)... Политбюро долго дискутировало о Сталине еще дважды в конце 70-х. В первый раз решали, можно ли устанавливать памятник (бюст) на его могиле — до этого там лежал скромный камень с фамилией; во второй раз — можно ли в день его столетия напечатать единственный материал в честь этого, маленькую статью в «Правде», почти повторяющую статью из энциклопедии.
То есть вы понимаете, да? Сталина вообще не было в публичном пространстве 30 лет. Если кто-то о нем и вспоминал, то разве что в быту. Когда Эдвард Радзинский в середине 80-х загорелся идеей написать большую книгу о Сталине (он потом десять лет посвятил этой задаче), коллеги просто изумились: «Кому это будет интересно, кроме старушек?» Никто в то время даже не мог предположить, как бешено «раскрутится» Сталин повторно: сначала в годы перестройки — как воплощение абсолютного зла, потом — в наше время — как минимум, уравновесившись апологетикой.
Теперь давайте вернемся к нашему «младшему из фронтовиков». На возраст 27-60 лет пришелся пик его активной жизни: он реализовался как профессионал, как глава семьи и отец, как член общества (тем более что фронтовики, будучи кавалерами правительственных наград, активно участвовали в общественной жизни). Все это время он ничего не слышал о Сталине, не говорил о Сталине (ну, может, на кухне), не был окружен портретами Сталина, и т. д., и т. п., — список можно продолжать. Получается, по логике некоторых издателей и прочих товарищей, сегодня ему вдруг позарез понадобилось всё, что связано со Сталиным (включая, как теперь выяснилось, и специфический «юмор вождя народов»). 30 лет его ничего не беспокоило, а сегодня его якобы оскорбит, что кто-то «принижает» Сталина, «всего лишь» вписывая его по алфавиту в перечень маршалов Победы (а есть уже и такие споры).
Ветераны — это люди, которые прожили без Сталина целую жизнь. С чего вы взяли, что сегодня он им так жизненно важен и нужен?
Автор:Игорь Савельев
Читайте нас: