В эти выходные мы с женой наконец-то сходили в Русский драмтеатр на «Ставангер» — модный нынче в Уфе спектакль из норвежской жизни. Тут сразу необходимо сделать два пояснения. Первое — почему «наконец»: «Общественная электрогазета» опубликовала
рецензию на эту постановку еще в феврале, и примерно тогда же я купил билеты, оказавшиеся большим дефицитом. Почему этот спектакль ставят дважды в месяц на малой сцене (зал на 50 мест), если на него такой спрос, — загадка. Может, это продиктовано камерностью действия, не знаю, я не специалист. Спектакль, кстати, достоин такого ажиотажа: всё очень хорошо (и игра актёров, в первую очередь). Второе пояснение касается слова «норвежской», потому что собственно норвежского в нём ничего, кроме звучного названия: перед зрителем — плод совместного труда московского драматурга (Марины Крапивиной), питерского режиссёра (Алексея Серова) и уфимской труппы. Тем не менее исследование тёмных сторон североевропейской жизни становится одной из главных тем. Не до такой, конечно, степени, как у Михаила Задорнова, который два часа стонет на сцене — «ну тупы-ые», имея в виду американцев и иностранцев вообще, — но тоже с огоньком. Два часа зал потешается над заскоками Одда, от которых в ужасе его русская невеста Ирина, прибывшая в город Ставангер в поисках женского счастья. Богато представлены и скупость (пардон за каламбур), и снобизм (олицетворяемый, главным образом, друзьями и соседями), и отсутствие чувства юмора... И даже оригинальные сексуальные предпочтения («извращения» я, подумав, вычеркнул): восторгу моему не было предела, ибо не думал, что доживу до сцен с плётками, ошейниками и женскими париками на подмостках нашего консервативного РДТ. (Успокойте дыхание. Продолжаем читать.) Ну, и прочая паранойя. И пусть в конце выяснится, что паранойя настоящая, то есть клиническая, то есть не все норвежцы (видимо) такие, — тренд, как говорится, задан.