Из учебников истории в самой близкой и самой родной для нас Украине вымарывается, вычеркивается всякое упоминание о Великой Отечественной войне. Может, где-то, как-то, по недосмотру чиновников от минобраза Украины, еще и остается оно на каких-то страницах. Но — опять же, подчеркиваю, — по недосмотру. А так, в большом и в главном, можно считать историю Великой Отечественной для подрастающего и подросшего поколения младоукраинцев переписанной, переделанной, уничтоженной.
А про другие страны и говорить нечего. На минувшей неделе в Москве побывала группа польских студентов, которые большими от изумления глазами рассматривали на стендах Государственного исторического музея, что на Красной площади, экспонаты, документы, фотографии и фильмы, рассказывающие о том, что творили фашисты в их родной Варшаве. Они узнали, что Освенцим освобождали, оказывается, советские войска. Для них это посещение музея в России, судя по кадрам журналистского репортажа, показанного по «России-24», стало настоящим открытием, настоящим откровением. Правда, вслух они об этом ничего не говорили. Поскольку в родной Польше, которая «не сгинэла» в годы Великой Отечественной войны именно благодаря Советской Армии, им запретили даже рот открывать в общении с российскими журналистами.
Европа нынче практически единодушна в своей оценке минувшей 70 лет назад войны. Разом там и сям, то в одной цивилизованной и просвещенной европейской стране, то в другой вандалы обливают краской памятники советским солдатам, разрушают захоронения. Тех, кто их освобождал в 1945, они называют сегодня оккупантами.
С чем связана такая забывчивость? Честное слово, я не могу найти ответа на этот вопрос. Единственное предположение, что человеческая память коротка и неблагодарна. Конечно, запах дыма из труб крематориев давно развеялся над Европой. И кто сегодня вспомнит выдающегося польского педагога, писателя, врача Януша Корчака, который в концлагере Треблинка разделил гибельную участь со своими воспитанниками — двумястами детьми из Дома сирот. А ведь мог спокойно спасти свою жизнь. Когда все обитатели сиротского дома уже поднялись в товарный вагон, отправлявшийся в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил: « Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны».
— А дети? — спросил Корчак эсэсовца.
— Они поедут. Вы можете покинуть вагон.
— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.
Через несколько дней в Треблинке Корчак, вместе со своими детьми, вошел в газовую камеру. По дороге он держал на руках двух самых маленьких детей и рассказывал им, ничего не подозревающим, сказку.
Впрочем, зачем сотрясать воздух словами про европейскую забывчивость и ахать по поводу того, что Европа предает сегодня память о той войне, о тех страданиях и тех жертвах, которые понесла сама же от немецких фашистов. По сути, в год 70-летия Великой Победы в Великой Войне произошло предательство. Отрекаясь от прошлого, забывая его, старушка-Европа тем самым предает своих страдальцев, своих святых, которые взошли на костер лагерных печей, как Христос взошел на Голгофу.
Мы будем отмечать 70 лет скорбному и героическому событию. Но это будут в то же самое время иудушкины именины, которые отметит просвещенная Европа. Это она допустила в самом центре возрождение нового фашизма — под пляски националистов на киевских площадях, под черный дым автомобильных шин. Этот дым им ничего не напоминает?
Нам же всем надо перечитать заповеди святого Януша Корчака. Они сильны и неопровержимы, как Божьи заповеди. Их, кстати, тоже ровно десять.
«1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой».