Все новости
Мнение
16 Февраля 2015, 12:49

Как правильно говорить тосты

Елена Гизатуллина
Учитель русского языка и литературы, блогер

Отгремел день всех влюбленных, и впереди нас ждут еще два сумасшедших праздника — двадцать третье и восьмое. Последний, конечно, самый безумный в плане продаж, суеты, переживаний и надежд. И, бесспорно, атрибутом этих дней будут не только подарки, но и многочисленные тосты.

Боги, как я ненавижу большинство людей в эти дни! Как мало, ничтожно мало тех, кто действительно умеет произносить что-то стоящее с бокалом в руке. Обычно в моменты пожеланий я начинаю неосознанно раскачиваться на стуле. Это одинаково может означать, что мне скучно и что я так себя успокаиваю. Этой колонкой постараюсь уменьшить количество банальщины среди населения.

Тост — это редкий момент, когда один человек может подарить другому пару минут неразбавленного внимания, обрадовать, вдохновить, утешить. Всякий, кто упускает этот чудесный шанс, получает от меня килограмм тяжелого взгляда на каждое пустое слово.

На первом месте в черном списке стоит пожелание здоровья. «Главное — здоровье! Остальное все будет!» — кто не слышал эти чудные слова?! Вообще, если призадуматься, слова золотые. Мудрость их заключается в простом житейском опыте — если что-то внутри вас болеет и болит, вы не можете вести полноценную жизнь. Это действительно противно, особенно, если речь идет об острой боли, когда готов на что угодно, лишь бы от нее избавиться. Иными словами, пожелания здоровья имеют большую ценность, так сказать, закрывают линию базовых потребностей, но, к сожалению, все, кто это говорит, ничего такого не осознают.

На втором месте идет все остальное, потому что тост про здоровье со своей неизменной формулировкой выбешивает просто до ярости. Другое уже не так драматично — счастье в личной жизни, дом — полная чаша, благополучие. А вот еще, чтобы дети, внуки, жена, муж радовали. Ну, конечно, мы же их заводим, чтобы радоваться. Вообще, многие думают, что да, но по факту тост звучит несколько садистки по отношению к этим самым детям, внукам и супругам. Никто еще не догадался на моей памяти пожелать, чтобы виновник торжества радовал своих близких в первую очередь сам. А зря, здесь он может сделать хоть что-то, от него зависящее.

Так или иначе, причина у плохого тоста одна — человек произносит его на автомате, со стеклянными глазами, лишь бы уже что-то сказать и, наконец, испить из кубка. Сколько я видела таких людей, всех их объединяло одно — обычная душевная лень. Даже глубокий интроверт способен сказать пару ласковых, прочувствованных предложений. Даже самый простой, не обремененный извилинами, гражданин сможет сказать важные слова, если только хотя бы немного шире раскроет глаза, очнется от летаргии разума, выйдет из себя и войдет в положение другого, подумав о нем.

Лично у меня есть два рецепта хороших тостов, которые помогают молниеносно найтись, даже если не было времени подумать над пожеланиями или неожиданно попросили сказать тост.

Самый простой способ — пойти от себя. Вспомнить что-то, что вас удивило в адресате, научило, запомнилось, впечатлило. То есть воспроизвести тот эмоциональный след, который оставил в вас человек, и рассказать об этом. Во-первых, получится история, а кто не любит историй о себе? Во-вторых, это будет очень ценная обратная связь на присутствие человека в мире людей. «Я до сих пор вспоминаю наш танец, вы изменили жизнь моего отца к лучшему, ты была той, кто последние десять лет лучше всех меня слушал» и так далее. В этот момент человек не без приятности отметит для себя свою уникальность, нужность и даже полезность. После таких историй можно вообще ничего не желать, а пить за него такого классного.

Второй способ — пойти от адресата. Что ему нужно, чего желает его сердце, о чем он мечтает. Правда, есть риск быть неуместным с деликатными темами. Например, вы точно знаете, что виновник тоста давно не может встретить вторую половинку или завести детей. Вполне возможно, что разговор об этом за праздничным столом выведет человека из равновесия. В крайнем случае, если душа просит пожелать именно этого, можно сделать это аккуратно или забавно: «Возможно, после этих слов ты украдкой плюнешь в мою тарелку со вторым, но я все-таки робко пожелаю тебе исполнения твоей самой заветной мечты о семейном счастье. Шлю радиоактивные лучи любви тебе в чакры. Готова исполнить танец с бубном». Тут даже если захочется прибить графином, не получится.

Разница между двумя способами единственная — если с близкими можно использовать оба рецепта, то с малознакомыми — только первый. Вы не знаете наверняка, о чем он мог бы грезить, и предполагать это было бы не совсем корректным.

Есть еще третий способ, которым я пользуюсь все меньше и меньше — желать другим того, чего хочешь себе. Стоит отметить, что человек в своих пожеланиях всегда говорит о себе, хочет он того или нет. Из множества моментов он выбирает наиболее близкие ему самому. Даже если вы произносите тост для подростка и советуете ему не столько слушать взрослых, сколько учиться думать своей головой, вы все равно имеете в виду какую-то свою личную историю, в которой имел место конфликт отцов и детей. Часто, желая внутреннего умиротворения, гармонии чувств и разума или много денег, мы говорим сами с собой. Это, в общем-то, тоже неплохо, во всяком случае, можно использовать для самодиагностики. Но если все-таки есть силы, я за то, чтобы думать о себе не тогда, когда хорошо бы подумать о других.

Автор:Гизатуллина Елена
Читайте нас: