Все новости
Мнение
25 Января 2015, 09:00

Оставить след или наследить

Алиса Курамшина
Психолог

                                                                                         Скажи:


                                                                                         Какой ты след оставишь?

                                                                                         След,

                                                                                         Чтобы вытерли паркет

                                                                                         И посмотрели косо вслед,

                                                                                         Или

                                                                                         Незримый прочный след

                                                                                         В чужой душе на много лет?

Леонид Мартынов.

Такие слова красовались в записной книжке моей мамы на титульном листе. И несмотря на то, что со дня её смерти прошло пятнадцать лет, я до сих пор встречаю людей, которые искренне продолжают ею восхищаться, рассказывая мне, какой замечательной женщиной она была. 

Знаете, есть такое фантастическое произведение, в котором человек умирает и попадает в загробную жизнь. И там он замечает, что стоит кому-то, живущему на Земле, вспомнить умершего, как усопший получает некую монетку-энергию, которая позволяет ему существовать дальше в этом потустороннем мире. Причём известные личности вроде Нерона, Гитлера, Леонардо да Винчи и пр. живут в сказочных дворцах, отгородившись от простого люда, потому что этой энергии у них выше крыши. А за пределами дворцовых площадей можно наблюдать картину, как умершие потихоньку уходят уже в настоящее небытие, рассыпаясь серым прахом из-за недостатка воспоминаний о них у ныне живущих. Очень затронуло меня это произведение.

 

Я смотрю порою на всё, что нажито честным трудом, и думаю, как повезёт людям, которые роются на свалке, после моей смерти. Или не повезёт, если они наткнутся, скажем, на мои многотомные личные дневники. Куда их? Разве что на растопку или в макулатуру сдать. Читать такое вряд ли кому придётся, ибо не заинтересует никаких биографов мои записи. Может, инопланетные археологи порадуются только, если откопают… И сожалений нет, ибо всё тлен. Почти.  

…Вспомнила об этом на днях, когда отмечали день рождения поэта, музыканта и видеооператора Рустема Валидова. Я писала о нём практически сразу после известия о его смерти. 23 января у него был (бы) день рождения. Мне казалось, что собирались в Центре современного искусства «Облака» спонтанно, а в итоге подтянулись музыканты из его группы «Военный коммунизм» из Санкт-Петербурга да Бирска, друг — Артём Клименко — из Канады… В общем, нас собралось человек 20-30 — поклонников его творчества и тех, кто совершенно его не знал. Пели его и чужие песни, рассказывали разные истории, что приходили на память, связанные с Рустиком.

 

У кого-то наворачивались слёзы на глаза и вставал комок в горле, но мне было легко и приятно. Иногда даже неловко за свою улыбку. Потому что смерть, конечно, безвременная, но сколько осталось после неё от человека! Как написала одна из присутствующих в социальной сети, «День Рождения и вечер памяти Рустика Валидова. Я его видела всего раз. Но думаю, что если столько людей устроили этот вечер, он не зря был на этом свете. Это возможность задуматься, а кто придёт, если не станет меня или вас. Будут ли так же тепло вспоминать? Заслужили ли мы уже своё место в сердцах людей?» 

Хорошие вопросы. А ещё мне подумалось, как повезло творческим людям! После них остаются картины, поэмы, фильмы или песни. Кто-то с удивлением узнает через, может, десятилетия, что соседский мальчишка весьма недурно пописывал стишки, кто бы мог подумать?! После кого-то останутся дети. После кого-то материальные блага. А может, старые блёклые фотографии… 

 

Очень хочется, чтобы после смерти нас сопровождал сонм приятных воспоминаний о нас же.

Автор:Курамшина Алиса
Читайте нас: