Забавно, но мы — взрослые дяденьки и тетеньки — ждем наступления нового года, наверное, даже больше, чем наши дети. Мы верим, что отоспавшись за эту предстоящую каникулярную неделю (кому-то повезло больше, и он будет спать аж до 12-го числа), затем вступим в новый и обязательно счастливый и удачный период своей жизни. Что впереди нас ждут гораздо лучшие времена и события, чем те, что остались в прошлом, ставшим несколько часов назад историей, году. Такова человеческая природа — надеяться.
Правда, сегодня наши надежды на лучшее как никогда за последнее десятилетие сопряжены с посылом «лишь бы не было хуже». И посыл имеет под собой все основания: слишком слабой оказалась наша экономика перед лицом как всегда внезапно разразившегося кризиса.
Утешает одно. Россия, какой временной промежуток ни возьми, только после серьезных падений и обвалов всего и вся, начинала двигаться вперед. Никогда у нас не было поступательного, тщательно выверенного движения вперед. Скатимся в яму и уже там, внизу, начинаем думать, как из нее всем шалманом выбраться. А после того, как выберемся, еще три-четыре ступеньки вверх, по инерции берем. На авось. Через «не могу». Нахрапом, поднатужившись: «Эх, дубинушка, ухнем!»
Вот и в этот раз россияне с интересом сидят и смотрят на развитие ситуации:
— Не, нам еще падать и падать!
—А, ну разбудите, когда уже всё, а то голова после вчерашнего раскалывается.
Так мы Мамая разбили, шведов под Полтавой оконфузили, Наполеону от Москвы до самого города Парижа салазки смазали, Гитлера до самоубийства довели. А в промежутках между всеми этими катаклизмами — Сибирь присоединили, Петербург построили, флот и армию создали — лучшие в Европе, Гагарина в космос отправили. Мало ли было у нас громких побед, сменявших горькие поражения и разочарования? Да и по правде сказать, как еще распознать — какова она, победа, на вкус, коли лиха сперва сполна не отведаешь?
Будет у нас лихо в этом году. Наедимся его досыта. До полного неможаху наедимся. Большинство выстоит, не дрогнет, не согнет выю свою перед трудностями.
Кто-то сломается, запаникует, натворит глупостей. Не без этого — в России живем, нам без глупостей никак.
Но потихоньку, полегоньку, ситуация начнет выправляться. Будем мы вылезать из трясины мучительно, на чью-то помощь и поддержку не рассчитывая. Более того, желающих столкнуть нас обратно — в болото — будет более чем предостаточно. Однако выдюжим.
И за праздничным столом, провожая уже 2015 год в архив, мы поймем, как много мы за эти 12 месяцев сделали. Для страны, для самих себя, для своих потомков.
Мы будем вспоминать 2015-й с благодарностью.
И, быть может, чуточку человечнее.