Истерика. Только этим словом можно охарактеризовать сложившуюся в последние дни ситуацию вокруг павшего ниц перед валютными спекулянтами рубля. Напуганные страшными, рисуемыми доморощенными и заграничными аналитиками картинками предстоящего коллапса, россияне закупаются продуктами, бытовой техникой и прочей ликвидной мебелью. Наличие трех холодильников, четырех стиральных машин и пяти телевизоров в средней российской семье скоро никого уже не будет удивлять. При этом стенания «Все пропало, мы все умрем!» не прекратятся.
Впрочем, раздаются и иные — здравые — голоса.
Кризис, как правило, убирает в людях светотени, высвечивает основное, главное. За бесконечными разговорами о курсе рубля особо выделяются две сентенции: «снижается моя потребительская способность» и «раньше как-то жили и сейчас проживем», — написал накануне у себя в Фейсбуке известный банковский аналитик (колоссальный опыт работы со «Сбербанком» и «Альфа-банком») Владимир Чернявский.
Источники первого суждения, по мнению Чернявского, связывают свое благополучие со способностью потреблять и приходят в ужас от того, что «возможно, уже завтра не смогут себе позволить то, что было привычным сегодня».
— И они, конечно, по-своему несчастны, им никогда не быть счастливыми в своем хотении все больше и большего. То модных безделушек, то более комфортной машины, то «всего включено» на берегу знойного моря, — уверен аналитик, отмечая, что в источниках второго суждения не видно паники.
— Видимо, их (сторонников второго суждения) главное — за пределами мира вещей. В детях, вере, наслаждении красотой? — задается вопросом Владимир Чернявский. Риторическим вопросом, как мне кажется.
И совершенно верно кто-то умный написал в продолжение Чернявскому: «Гражданин познается в беде».
Но есть еще и третьи, которым кажется нечто совершенно противоположное. Хотя, признаю, и у них есть на то все основания. Тем более что идеологическая подоплека для их взглядов на дальнейшее «развитие» России утверждена на «самом верху».
— Если Владимир Путин будет выполнять обязательства, которые уже дал в рамках Минских договоренностей, вы увидите, что мировое сообщество начнет ослаблять санкции таким образом, что это приведет к снижению давления на российский народ и на российскую экономику. И это будет хорошо для всего мира, — заявил на днях официальный представитель Белого дома Джош Эрнест и подчеркнул, что ограничительные меры оказали сокрушительное воздействие на экономику России и изолировали ее от международного сообщества в разных областях.
Наверное, он прав, в смысле беспрецедентного по силе давления на нашу страну. Но врет, в этом нет никакого сомнения, в отношении вероятности ослабления санкций. Потому, что игра пошла по-крупному, на вылет, и никто никому уступать в этом противостоянии на самом деле не будет. Потому что нельзя уступать. Даже в мелочах нельзя.
Потому, что если мы уступим им сегодня Новороссию, завтра они потребуют Крым. А послезавтра — все остальное.