Знакомо ли вам чувство, когда то, о чём вы давно думали или придумали, вдруг воплощается в жизнь? Пусть не вами, но некая ваша мысль становится материальной? Это восторг, конечно. Потому что мысли могут так и остаться бесплодными задумками, а реальное их воплощение одновременно придаёт особый статус этим думам (признаёт их годными) и соответственно повышает ваше мнение о себе (мол, я это ещё в тысяча девятьсот лохматом году придумал!..)
Теперь вы сможете лучше понять меня, когда Международная организация труда (МОТ) выступила с предложением ко всем членам ООН сократить рабочую неделю до четырёх дней, а Государственная Дума РФ взялась рассмотреть этот вопрос. Пока ни о каких законопроектах, как я поняла, речь не идёт, а уж тем более о принятых законах. Я об этом говорю уже лет десять! Плюс я за сокращение рабочего дня до шести часов.
Год назад подобный законопроект о сокращении рабочей недели для горняков был рассмотрен Госдумой. Речь там шла даже о возможной трёхдневной неделе. Но, к сожалению, судьбу законопроекта мне отследить не удалось.
Как член МОТ, Казахстан тоже рассмотрит это предложение. Судя по публикациям в прессе, решение может быть положительным. Третий день они рассматривают не как выходной, а как день самообразования, повышения квалификации, психологической разгрузки. Ведь Международная организация труда делает особый упор на то, что многие заболевания вызваны стрессами и переработкой, а те, кто меньше работают, делают это более продуктивно. В частности, широко распространена в последние годы причина смертности в Японии и Корее – «кароси», что означает буквально «смерть от переутомления». Во Франции уже несколько лет действует 35-часовая рабочая неделя.
Надо сказать, что и для нашей страны четырёхдневная рабочая неделя не новость. Хорошо помню, что когда я работала в районном психологическом центре от РУНО, то на нас, психологов, распространялся тот же режим, что и для педагогов. А у них как раз один день, называемый «библиотечным», и был таки днём «самообразования», когда мы успевали сделать все накопившиеся помимо работы дела. Или поработать на полторы ставки. А в день нагрузка психолога не должна превышать шести часов. Так что считайте, что по предложенному мною графику я работаю уже почти двадцать лет.
И он мне нравится! И я открыто считаю, что в связи с семимильными шагами прогресса человек должен освобождаться от необходимости трудиться и всё больше двигаться к потребности трудиться, то есть саморазвиваться. Труд рано или поздно должен перестать носить обязательный характер! Он может быть приятной возможностью принести пользу себе и обществу.
Звучит утопически и для многих страшновато даже. В Сети появляются реплики, мол, работники за, хозяева против. Нет, скажу я вам! Многие работники тоже против. Пусть они говорят, что боятся сокращения заработков – хотя понятно, что введение четырёхдневки должно сохранять их минимум на прежнем уровне. Мне кажется, что «офисный планктон» (как раз наиболее активная аудитория в Интернете) просто не знает, чем занять себя в освобождающийся день! Они могут посреди недели писать, что среда – это маленькая пятница. Половину рабочего дня в четверг постить картинки в социальных сетях типа «Крепитесь люди, скоро пятница!». В пятницу они весь день будут вешать на виртуальные стены картинки с надписями «Ура, пятница!». В субботу и воскресенье наступит тишина, а в понедельник с утра будут раздаваться похмельные возгласы «Когда же пятница?!»
Да, одним «офисным планктоном» наши трудящиеся не описываются. Есть, к примеру, те, у кого и так график работы ненормированный (топ-менеджмент, предприниматели etc.) – понятно, что ничто не помешает им сохранить свою нагрузку. Есть те, кто вкалывает физически и/или умственно с 9 до 18. Думаете, они не хотят работать меньше, но получать столько же? Вполне возможно, что да, поскольку и эта категория трудящихся порою плохо представляет себе, куда девать свободное время. Не зря же раздаются реплики, мол, сопьётся народ тогда. Многие трудоголики становятся таковыми вовсе не из-за порыва рабочего энтузиазма. А потому что, по их признанию, дома делать нечего. Это суровая правда, которая мне хорошо известна по моим клиентам.
Так что отношение к предложению МОТ служит хорошей лакмусовой бумажкой. Лакмусовой бумажкой того, чем занимается человек: дело пытает аль от дела лытает. Или готов ли он к самозанятости, к руководству собственной жизнью или ему легче, чтобы им руководили. И если Госдума неожиданно для меня примет этот законопроект, то для меня это будет прорывом и торжеством прогресса. Хотя я уверена, что воплощение этой светлой идеи ещё принесёт много «косяков» и разочарований. Вот этого я боюсь больше всего.