Все новости
Мнение
6 Октября 2014, 12:56

Быть фрилансером

Елена Гизатуллина
Учитель русского языка и литературы, блогер
Это сейчас нам кажется, что слово «фрилансер» — порождение постиндустриального общества. На самом деле, впервые его употребил Вальтер Скотт в своем «Айвенго» для обозначения рыцаря-наемника. Собственно, основной смысл фриланса и заключается в работе по найму без заключения длительного договора.
Как минимум, во всем западном мире наемники существовали, пожалуй, испокон веков. То же было на Руси и в императорской России. Однако с приходом к власти большевиков с лица земли русской был напрочь стерт наемный труд, поскольку он приравнивался к тунеядству и осуждался по 209-ой статье УК РСФСР. Наказывался не только паразитический образ жизни и уклонение от общественно полезного труда, но и индивидуальная трудовая деятельность. Даже если род деятельности человека относился к творческим профессиям, очень важно было примкнуть к какой-либо общественной организации, например, Союзу художников, писателей или кинематографистов. В частности, хорошо известно, что Иосифа Бродского возможно было осудить и сослать за тунеядство именно по той причине, что он не входил в Союз писателей СССР.
В 1991 году закон о тунеядстве отменили, что позволило людям не только в свое удовольствие быть безработными, но и заниматься любимым делом, не регистрируя его где-либо. Сейчас, особенно среди молодежи, быть фрилансером стало трендом — многие, не желая подчиняться одному руководителю и сидеть в офисе от звонка до звонка, открывают свое дело по производству всего на свете и по продаже своих разнообразных способностей. Полтора года назад фрилансером стала и я, занявшись вольной журналистикой.
Зачастую рабочий люд, глядя на веселых фрилансеров, думает, что они действительно тунеядцы. Встают, когда хотят, спокойно занимаются своими личными делами, каждый день у них выходной и, когда хочешь, отпуск. Отчасти это так — фрилансер сам строит свой график. Однако у этого есть и другая сторона. Поскольку свободный художник сам ищет себе заказы и напрямую зависит от их количества и от своевременного исполнения, часто так получается, что у него нет четко обозначенных выходных, а уж отпуск на целый месяц фрилансер может позволить себе очень редко — это означало бы потерять заказчиков и деньги. Опять же отпуск не оплачивается работодателем, как и больничный. Наемнику болеть нежелательно, хотя все же удобнее, чем офисному работнику — заболел сам или заболел у тебя ребенок — необязательно отстаивать длинные очереди в поликлинику за справкой — никто у тебя ее не потребует.
Первое, что нужно освоить начинающему фрилансеру — это науку самоменджмента, который, как и обычный менеджмент, состоит из четырех элементов: планирования, организации, мотивации и контроля, только с приставкой само-. Поскольку над человеком нет кого-то, кто говорил бы, что и как ему делать, этим человеком должен стать он сам, а это очень и очень непросто, поскольку в душе каждого борются два желания — что-то делать и не делать ничего. И если желание что-то делать, возникающее благодаря вдохновению, может то быть, то не быть, то желание ничего не делать, как правило, всегда с нами и постоянно нашептывает — поспи подольше, посиди в соцсети, не убирайся, ешь бутерброды, поболтай с другом.
Если фрилансер будет работать, руководствуясь исключительно вдохновением, он рано или поздно умрет с голода. Поэтому так важно с первых дней своей вольной жизни распланировать деятельность, чтобы во время приступа «нехоти» заглянуть в ежедневник и просто сделать то, что там написано. Пусть без огонька, без блеска, на «троечку», но заказ будет сделан, будут совершены некие действия по поиску новых заказов, придуманы новые способы реализации продукта — одним словом, работа будет делаться. Рабочее место фрилансера — это, по сути, тот же офис, где есть руководитель, который хочет, чтобы организация работала, как часы, и желательно без его особого участия, и подчиненные, которые норовят пораньше уйти домой. Здесь есть и уборщица, и бухгалтер — только все эти функции выполняет один человек, который не боится размножения личности.
Многие меня спрашивают про пенсию для фрилансера — что я буду делать, когда стану старушкой, на что жить? Я тешу себя надеждой, что до конца жизни буду способна трудиться — вязать носки, возделывать огород, присматривать за внуками, не знаю, валенки валять. Если человек хочет выжить, он найдет для себя дело. Для меня все-таки важно не отпахать 30 лет, закусив удила, а потом еще лет 30 выдыхать. Мне больше нравится идея планомерно трудиться, реализуя свои способности и таланты, потому что труд, бесспорно, облагораживает человека. И если труд ему в радость, то большего счастья и желать нельзя.
Автор:Гизатуллина Елена
Читайте нас: