Не открою чего-то нового, если скажу, что в жизни очень сложно отличить ненастоящее от настоящего, подлинного. Каждый день нас кто-нибудь обманывает: продавцы, родственники, друзья, политики. И это нормально, невозможно все время говорить правду, даже вредно. Но от одной сферы в жизни я жду исключительно правды — от искусства. И когда не нахожу в нем искренности, полной самоотдачи, подлинности, то очень огорчаюсь. И неиссякаемым источником этого огорчения служат выставки развлекательного центра «Облака». Да, думаю «развлекательный центр» — самое верное название для места, куда привозят неизвестно кем и когда сделанные копии работ под брендом «Пикассо», например.
Сейчас там проходит выставка, как было заявлено, литографий этого известного художника. Не будем мудрствовать, а воспользуемся определением Википедии: «Литография — это способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску». Проблема в том, что сам Пикассо никогда свою раннюю живопись в литографии не переводил и тем более наброски к «Гернике», которые фигурируют на выставке, — он создавал их карандашом на бумаге. То есть либо в литографии их переводил кто-то другой, через много лет после смерти автора, либо представленные на выставке работы вовсе не литографии, а фотокопии с работ художника, распечатанные в хорошем качестве «под литографию». Завтра же любой из зрителей этой выставки может зайти в интернет, накачать хороших изображений работ Пикассо, сделать качественную распечатку и выставить их в большом помещении, назначив цену за вход. Эх! Жаль, что столичные ребята догадались об этом раньше и теперь возят по стране выставки постеров на радость провинциальным жителям. Кстати, там же лежит альбомчик, из которого можно такой постер купить, для пущей важности обозначен номер отпечатка, техника и все то, что действительно обозначает график, когда выпускает тираж своей работы. Чем ограниченней тираж, тем он дороже. Если вам достались первые копии, сделанные рукой художника, тем опять же дороже. И вы всерьез полагаете, что в «Облаках» продаются оригинальные отпечатки работ, сделанные рукой Пикассо?... Если все еще полагаете, то скажу, что такие вещи продаются только на мировых аукционах и стоят бешеных денег.
Почему все эти важные «эксперты из Санкт-Петербурга» не привозят выставки кого-либо менее известного массовому зрителю, чем Пикассо и Дали? Я не знаю, Хаима Сутина, Франца Марка или Эдварда Хопера. Потому что на них не побегут, даже если привезут подлинники. А на постеры с известными именами побегут, а если еще и напустить загадочного флеру и сделать вход от 18-ти, то тем более: наденут лучшие вечерние наряды и будут, блистая глазами, разглядывать сокровенное. Беспроигрышный маркетинговый ход.
Может быть, вы скажете, что на выставки ходят не за тем, чтобы любоваться оригиналами и пытаться разгадать очередную загадку, которую подбрасывает нам художник? А как раз для того, чтобы показать лучшие наряды, попасть в атмосферу элитарности, вырваться из круга бытовой жизни. И неважно при этом, что там висит на стенах. Ну что же, тогда действительно за такой аттракцион можно и заплатить 300 рублей и даже больше! Но называться при этом все же следует правильно: «развлекательный центр», а ни в коем случае не «центр современного искусства».