Все новости
Мнение
20 Сентября 2014, 09:00

Куда податься в Уфе интеллигентам, анархистам и сочувствующим

Булат Галиев
Журналист
В Москве после революции 1917 года существовало несколько кафе, где собирались поэты, музыканты, художники и артисты. Заходили туда и «простые смертные» — послушать стихи, повращаться среди богемы, так сказать.
Люди были разные. Вот, что пишет, например, Рюрик Ивнев: «Я занял боковое место, чтобы наблюдать за присутствующими, и обратил внимание, что, кроме знакомых лиц поэтов, актеров и художников, много людей, составлявших так называемую «разношерстную публику». Суровые, мужественные лица парней в гимнастерках и френчах перемешивались с бледными истертыми физиономиями молодых людей, выглядевших гораздо старше своего возраста в результате бессонных ночей и пристрастия к алкоголю... Я заметил в аудитории много женщин не только молодых, но и весьма пожилых. Одна из них — графиня де ля Рок, уткнулась в необыкновенно пеструю шаль». А Вадим Шершеневич дополняет: «Туда приходили попавшие с фронта бойцы, комиссары, командармы. Пользуясь близостью к своей резиденции на Дмитровке, там частили анархисты».
Как это, наверное, было здорово: сидеть в зале, пусть и насквозь прокуренном (тогда еще в общепите курить разрешалось), слушать, как Маяковский разглагольствует про футуризм, и как с ним не соглашается Луначарский, нарком просвещения. Как танцует на столе среди свечей дочка писательницы Тэффи. Как Прокофьев играет свои новые пьесы. И как тот же Маяковский преподносит ему автограф: «Сергей Сергеевич играет на самых нежных нервах Владимира Владимировича».
В Уфе, конечно, таких кафе не было и нет. И вряд ли будут. Не та целевая аудитория для рестораторов все эти поэты и прочие интеллигенты. Причина банальна: потому что у них денег нет. Но ведь не все в мире измеряется деньгами, пора понять эту простую истину…
Ну, хорошо, если нельзя сделать такое кафе, то хотя бы давайте проводить больше мероприятий для горожан: опен-эйры, концерты под открытым небом, театральные постановки прямо на улицах, поэтические читки в парках и скверах. Хотя бы разово. Хотя бы раз в месяц. Желающие выступать есть, вопрос лишь в зрителях — надо ли им это?
Прошедшие концерты в «Уфимском амфитеатре», что за Конгресс-холлом, показали, что интерес у жителей столицы имеется. Правда, амфитеатр, вроде, скоро прикажет долго жить, говорят…
Но ведь это не единственная площадка в Уфе. Допустим, в сквере Уфимской государственной академии искусств открылась творческая сцена. Здесь, во дворе здания академии на Советской площади, планируется проводить театральные постановки, мини-спектакли, выставки, мастер-классы, творческие встречи и флешмобы.
Проект даже удостоен президентского гранта в размере ста тысяч рублей. 1 сентября эта площадка уже открылась и начала работать.
Недавно мне довелось побывать там на так называемом осеннем джеме. Это было, честно говоря, потрясающе! Выступали джаз-группа «Happy People», а также музыкальные коллективы «Jazzeel Band», «7 Souls», «КайфуллинCompany» и «Jazzmania».
Концерт был проведен совершенно бесплатно. Зрители сидели на скамейках и на траве вокруг сцены. Это, конечно, минус — места мало, но, надеюсь, что организаторы в этом плане что-нибудь придумают.
Думаю, что такие опен-эйры — это еще один шаг для объединения горожан, превращения разрозненных групп в единые городские сообщества. Вместе легче жить и творить — это непреложная истина.
Я верю, что со временем в нашем городе откроется такое место, где будут собираться неравнодушные люди, общаться, дискутировать, доказывать и спорить. Стены здесь будут изукрашены художниками. А на потолке будет написано, как в одном московском кафе революционных лет, четверостишие Каменского:
Станем помнить Солнце-Стеньку:
Мы — от кости Стеньки кость,
И, пока горяч, кистень куй,
Чтоб звенела молодость.
Автор:Булат Галиев
Читайте нас: