Работал в стародавние времена один успешный офис. Занимал тот офис три этажа в Сити, на входе стояли под золотыми колоннами свирепые нукеры с кольцами в носу, да народу служило с полтыщи душ. С первых лучей солнца и до самой темноты за своими конторками трудились самые умные и усердные юноши и девушки города, перекидывали страницы гроссбухов, отправляли секретные депеши, щелкали косточками абаков, гремели арифмометрами — преумножали богатство и делали это весьма хорошо. И все знали, что успешным тот офис был целиком и полностью благодаря директору, Францу Ивановичу Насибуллину и его знаменитому трудолюбию.
Франц Иванович приезжал на работу раньше всех, а в конце дня его окно гасло позже других. Больше него времени в офисе проводила только пожилая секретарша Аглая Рафаиловна, но это хорошим секретаршам еще сам Ганеша велел. А наш директор приезжал, садился за свой директорский стол, раскладывал расписание, которое называл на американский манер «щедьюл» и начинал совещаться. Франц Иванович был по-настоящему хороший директор, он знал, когда похвалить, когда поругать, вовремя повышал зарплату, а если и штрафовал, то было совсем не обидно. Более того, все в офисе были горды причастностью к Большому Делу, видели результаты своего труда, радовались, когда цены на их товары шли в гору и переживали, когда случались трудности с Налоговым департаментом, или, не дай Аллах, с Санэпиднадзором!
Днями напролет и практически без выходных Франц Иванович преумножал капиталы, захватывал новые рынки, уничтожал конкурентов, вступал в картели, придумывал новые ниши и сразу занимал их, стратегически мыслил и никогда не забывал о саморазвитии (читал бизнес-литературу). Вот только об одном он совсем забыл. Забыл, зачем он этим занимается. Да некогда ему было на такие глупости отвлекаться, потому что он работал!
И вот как-то по всему краю пошла мода на заграничные корпоративы. Натурально собирали целыми офисами вещи, и где за счет фирмы, а где офис победнее — скидывались и улетали дней на пяток к морю конференцию провести, поразвлекаться, да коллектив сплотить.
Франц Иванович решил пустить пыль в глаза всем конкурентам и нанял самый большой самолет, да снял три этажа в самом большом и дорогом отеле заморской страны Египет. Благо денег его стараниями хватало, и такие траты вполне можно было отнести на хозрасходы. Прилетели все обитатели офиса в Египет, вещи побросали в номера и сразу на семинар «Особенности дифференциального налогообложения в условиях Крайнего Севера», который Франц Иванович для них организовал. Так-то, первым делом — учеба, а потом уж и потехе час найдется. Незаметно пролетели пять дней, прослушали офисные сотрудники несколько лекций, поучаствовали в ворк-шопах и даже в командной игре «Утро после корпоратива», а шестой день был полностью свободным. Франц Иванович слонялся по отелю и не знал, чем себя занять, отвык он не работать.
Вдруг, откуда ни возьмись, подлетает к нему вертлявый смуглый арапчонок в форме турагентства, хватает за руку и ну предлагать разные экскурсии заманчивые недорого. В другой день Франц Иванович и слушать бы не стал, а тут почему-то вынул кошель, отсыпал мальчонке монет и поехал в пустыню на квадроциклах кататься. Едут они, едут, стало быть, по пескам, на Странствующие Дюны посмотрели, «Путин-Путин» в долине Эха поорали, уже смеркаться начинает, и вдруг захотелось нашему директору по нужде! Остановил он свой квадроцикл, крикнул сопровождающим, что он на минутку, и отошел за бархан. Справил свои дела, возвращается обратно, глядь — ни квадроцикла, ни группы, никого. «Что за шутки дурацкие? Или конкуренты додумались меня до могилы довести, в пустыне бросить? Не может быть!» — думает Франц Иванович, и с каждой минутой думы все чернее и чернее. Покручинился-покручинился, огляделся по сторонам, сориентировался по звездам (в одной бизнес-книге учили) и потопал в сторону отеля.
Час идет, два идет, мозоль натер, а пейзаж не меняется. И пить страшно хочется. Решил наш директор присесть, передохнуть. Плюхнулся на песок и взвыл — наткнулся копчиком на что-то твердое со всего маху! Вытащил предмет из песка, отряхнул, а это амфора навроде глиняной бутылки, сургучом запечатанная, а на сургуче значки непонятные. Ну, вот, — думает Франц Иванович. — Наверное, кто-то потерял из коробки с завтраком от отеля, теперь-то я попью! Сбил сургуч, но вместо воды из кувшина как саданет яркий свет, дым, вонь страшная, а через несколько секунд оглушительная тишина и страшный голос спрашивает Франца Ивановича: «Кто ты, о, смертный, кто освободил Великого джинна Махмуда Собеса аль Батроса?»
В первый раз в жизни растерялся Франц Иванович. Кое-как свое имя промямлил, унял дрожь в руках, собрался с мыслями и спрашивает:
— Ты джинн?
— Джинн!
— Тогда выполняй первое мое желание!
Тут загрохотал гром, от которого пустынные валуны начали катиться и скрылись за горизонтом — это захохотал джин. «Я тебе не из сказки Шарля Перро, я настоящий джинн, а джинны желаний не исполняют, а только лишают жизни незадачливых путников! Впрочем, есть один вариант, поскольку в этот раз я просидел в кувшине недолго и не успел по-настоящему разозлиться. Я загадаю тебе загадку, и если ты сможешь на нее ответить, то я верну тебя в отель, потому что вижу, как сильно ты хочешь вернуться к работе и беспокоишься о своих сотрудниках, которые без тебя, как стадо без пастыря. Согласен?»
Франц Иванович, конечно, согласился, и джинн загадал свою загадку:
«А скажи мне, Франц Иванович, о трудолюбивейший из директоров, который давно позабыл, зачем он работает и для чего преумножает капиталы, какой же ответ на главный вопрос вселенной, смысла жизни и вообще?»
Директор с самого детства читал только бизнес-литературу и никогда не читал книгу «Автостопом по Галактике», поэтому он крепко задумался и начал даже грызть аккуратно наманикюренный ноготь. Вдруг его осенило. «Работа!!!» — воскликнул он, джинн снова захохотал, и в тот же миг директор очутился на неудобной койке, вокруг стояли непонятные пикающие и моргающие приборы, у койки сидела санитарка, а перед тем, как лишиться сознания, Франц Иванович успел увидеть в зеркале напротив кровати совершенно седого старика с безумными глазами.
Мораль этой побасенки можно и не расписывать, и так понятно, что глупо работать ради работы, имея целью только лишь деньги, но важно другое — хотя бы раз за жизнь прочитать замечательную книгу «Автостопом по Галактике», чтобы узнать ответ на самый главный вопрос вселенной, смысла жизни и вообще. Вот так-то.