Все новости
Мнение
14 Июля 2014, 12:01

Быть школьным учителем. Часть 1

Елена Гизатуллина
Учитель русского языка и литературы, блогер

Большинство учителей отговаривают своих детей идти по их стопам. Я долго пыталась понять, почему так происходит, пока сама не занялась преподаванием в школе. Оказалось, в этой профессии вас ждут самые настоящие эмоциональные и событийные качели — сегодня у вас может быть триумф, а завтра позорное фиаско. Цена успеха, равно как и провала, очень велика. И так каждый день, из года в год. Полагаю, любой заботливый родитель захочет оградить от таких «нервов» свое чадо. Хотя, конечно, каждый сам вправе решать, чему посвятить свою жизнь.

Эта колонка предназначается и тем, кто хочет пойти в преподавание, и родителям, чьи дети ходят в школу. Возможно, она пригодится и школьникам.

Самое главное, что нужно учитывать в профессии учителя, это, пожалуй, ее гендерную специфику — в школе работают почти одни женщины. Мужчины преподают только три предмета — труды у мальчиков, физкультуру и ОБЖ. Все остальное является счастливым исключением, хотя лично у меня не было удачного опыта обучения у мужчин-учителей. Они, как правило, наплевательски относились к своим обязанностям, преподавали тяп-ляп и много пили. У женского коллектива есть особенность, которую можно грубо обозначить тремя словами: сплетни, обиды, отношения.

Женщины от природы очень общительны и ранимы, поэтому не нужно думать, что хоть кому-то здесь удалось никого не обидеть и не обидеться, не посплетничать и не быть втянутой в интригу. Это совершенно нормальное состояние для женского коллектива. И хоть в этой среде немало женщин, которые погрязли в сплетнях и обидах, здесь вполне можно сносно жить, если внести в свое поведение элементы мужской чести и общечеловеческой добродетели. Быть дружелюбной, отзывчивой и понимающей. Мягко, но уверенно отстаивать свои границы. Завести круг близких подруг, где можно быть самой собой, а также дать и получить поддержку. Ничего сложного.

Следует сказать, что ситуация в современной российской школе похожа на басню о лебеде, раке и щуке. Во-первых, сейчас приходится делать много бумажной работы. Примерный ее объем выглядит так: составить план урока, проверить домашние задания, заполнить бумажный журнал, электронный журнал, провести контрольные, проверить их и написать отчеты. Если есть классное руководство, то сюда добавляется ведение документации по питанию и воспитательной работе. Обычно учитель ведет от трех до пяти классов, поэтому можно представить, сколько всего ему нужно написать. Вот просто написать.

Во-вторых, сам процесс обучения сейчас переживает некоторые изменения. Школа уже несколько лет переходит на новые стандарты обучения. С одной стороны ЕГЭ, с другой ФГОС II. ЕГЭ, конечно, сильно упростил процесс поступления в высшие учебные заведения, дети сейчас уже не седеют между школьными выпускными и университетскими вступительными экзаменами. Однако на это кидаются все годы обучения. С пятого класса детей в буквальном смысле дрессируют по ЕГЭ, решают с ними тесты, учат думать именно в тестовом режиме. Это вступает в конфликт с Федеральными государственными стандартами обучения второго поколения. По ним учитель должен ориентировать ученика на творческое, самостоятельное познание. Но чтобы его обучить этому, нужно больше времени, которого просто нет. Во-первых, потому, что урезаются часы, а во-вторых, потому, что подготовка к ЕГЭ съедает то время, которое уже имеется. Я поначалу как-то пыталась так построить урок для наших и ваших, а потом плюнула — лишь бы тему пройти, потому что времени на освоение катастрофически не хватало.

У учителя есть и воспитательная задача. Это беседы с учениками и родителями, классные часы, поездки с ними на различные мероприятия, организация праздников, репетиции. Я очень хорошо помню, как наш классный руководитель проводил с нами классные часы. Иногда они длились по три часа. Она вечерами оставалась с нами на репетиции допоздна. Возила нас по театрам и музеям. Тогда я не думала об этом, но сейчас понимаю — мы были ее семьей. А ее ребенок был самым обычным учительским ребенком — рос, почти не видя маму. Учителя со стажем говорят, что сейчас времени на воспитание учеников стало еще меньше. Разве что ты будешь отнимать его у своих близких.

Однако самой обременительной для меня обязанностью были походы на мероприятия, куда сгоняют народ — врачей и учителей, как правило. Это различные выступления депутатов, например, или концерты. Депутатов всех этих я в какой-то момент уже видеть не могла, а вот на концертах сидела. Хоть и казалось, жизнь проходит, но я помнила, как это было важно для меня в юношестве самой выступить на сцене. Кто-то же должен на это смотреть. Вот мы и смотрели.

Все это рутинные учительские обязанности, о которых не говорят в педагогике. Однако они занимают большую часть учительской жизни и это надо знать и понимать тем, кто хочет пойти в школу работать, и тем, кто требует от учителей дополнительного внимания. Учителю постоянно приходится напоминать себе, зачем он пришел в эту профессию — нести знания и воспитывать хороших людей. Очень легко забыть об этом за рутиной, усталостью и нервозностью. Однако если хорошо делать свою работу, то результатом будут счастливые и умные глаза детей — пожалуй, самое восхитительное, что я когда-либо видела за год моей работы в школе. Они очень часто говорили мне «спасибо», но я хочу объяснить, это не так важно. Мне даже как-то было неудобно слышать слова благодарности, потому что я хотела не ее, я хотела результата — чтобы девочка или мальчик узнавали и применяли новое, а также становились счастливыми.

Автор:Гизатуллина Елена
Читайте нас: