Такую табличку мы повесили на дверях нашей галереи в минувшую пятницу, потому что буквально вынуждены были это сделать: люди беспрестанно звонили в дверь, когда мы уже закрылись. Зрители, конечно, не виноваты, что в Уфе до сих пор существует четкое разделение на культуру официальную и неофициальную, хотя, казалось бы, в последнее время это разграничение несколько сгладилось. Но очередная Ночь музеев, которая непомерно растянулась на два дня, этот раскол высветила, как и отношение Министерства культуры к своей работе: дай им волю, Ночь проходила бы исключительно в рабочие часы буднего дня — ведь так удобнее и экономичнее, не надо платить сверхурочных работникам музеев, за свет в ночное время, нанимать охрану. Да и в выходной можно преспокойно поехать к себе на дачу, а не заниматься просвещением граждан. Последние, кстати, не очень различают государственные и частные выставочные залы, поэтому те, кто в пятницу, 16 мая, вечером начал маршрут по музеям, автоматически заходили и в галереи, несмотря на то, что они огласили свои программы на 17 мая, еще не подозревая о решении Министерства культуры отделиться не только от всего мира, но и от художественных институций внутри своего города.
Кто в такой ситуации пострадал больше всего? Думаю, все же сбитый с толку зритель. Мы уже успешно преодолели свои страхи по поводу его нехватки: Ночь музеев в Уфе проводится с 2008 года и на данный момент довольно популярна и раскручена. Поэтому, если в первые годы мы действительно опасались, что в выходные народ предпочтет наслаждаться прелестями дачного сезона, а не искусством, то опыт показал, что это не так — в этот майский выходной день выставочные залы обходит рекордное количество зрителей, которых мы, возможно, не получаем и за год. Последнее время этому немало способствовало и правильное решение того же Министерства культуры выделять для жителей специальные бесплатные автобусы, которые позволили людям перемещаться быстрее и осматривать все запланированное: и музеи, и галереи. Непонятно, почему в этом году произошел этот досадный сбой, поставивший нас в неловкое положение: пришлось как бы оправдываться, почему мы не распахнули свои двери уже в пятницу, когда люди начали ходить по музеям.
Кто-то скажет, что ничего страшного не произошло, возможно, людям так даже удобнее — не у всех хватало сил на музейный марафон за одну ночь, а так программа разбилась на два вечера. Я бы тоже так подумала, если бы не получившаяся путаница — несмотря на то, что городские информационные ресурсы постарались дать полные обзоры Ночи, результаты показали, что люди невнимательно в них вчитываются или вовсе не читают и идут наудачу — вдруг открыто, потом ощущая разочарование. Так что на мой рациональный взгляд нет никакого смысла разделять единую Ночь музеев на два дня, тем более что ее изначальный смысл как раз в единстве, а не в разобщении.