Официально заявляю, что в Уфе начался граффити-бум. Если до этого наш город оставался девственно нетронутым, в то время как во всем мире расписывали все свободные городские пространства, то теперь нас словно прорвало. И если раньше никому и в голову не могло прийти просить разрешения у властей на роспись стен, такой это казалось дерзостью, то сейчас город как будто сам пал к ногам художников. Саммиты ли тому причиной или просто желание стать прогрессивным и по-своему привлекательным городом, мне неведомо. Но факт есть факт: от центра до самых до окраин всколыхнулась Уфа! То ветераны, то щеночки, то женщины с цветками в волосах, то советские космонавты — чуть не каждый день приходят фоторепортажи из Сипайлово, Демы, Инорса и других микрорайонов. Как я понимаю, это всего лишь разминка перед главным рывком — говорят, что результаты многомесячного конкурса граффити от одного из телеканалов появятся прямо на улице Ленина.
С одной стороны, конкурс — это хорошо, будет возможность выбрать из множества стилей, а то оккупация города одним лишь Олегом Кайбышевым и его приятелями уже начинает напрягать. С другой стороны, беспокоит степень вмешательства городской администрации в художественный процесс. Все понимают, что изобразить абы что на главной улице города не дадут и поэтому степень свободы профессионального жюри, которое собирается для работы над конкурсом, относительна. В конце концов, в городе есть еще главный художник, который обязан утверждать все изменения в облике Уфы, включая покраску домов. Если его мнение еще кто-нибудь спрашивает, конечно. Так вот, когда государство берет искусство под свой неусыпный контроль, то получается обычно пропаганда. Повышение рождаемости, любовь к Родине — у государства есть несколько любимых идей, которое оно готово иллюстрировать в любых видах. Если дать ему волю, то вместо граффити — изначально независимого и даже оппозиционного — мы получим советское монументальное искусство. Оно имело свои достоинства, безусловно, я тоже наслаждаюсь теми редкими мозаичными панно, которые еще не успели завесить рекламными баннерами или сколоть новые хозяева жизни. Но это откат назад. И, похоже, государство наконец «просекло фишку»: как начать иллюстрировать все те же самые идеи советских времен, но современным языком; как прослыть прогрессивными чиновниками, но не слишком давая свободы самовыражения художникам. Радует, что потребитель уже не безропотный советский человек, а имеет свое мнение на этот счет. Вот несколько отзывов уфимцев в моем блоге на новую сипайловскую роспись ко Дню Победы:
«Я не знаю, что должны были заказать власти ребятам, возможно, надо было дать им свободу творчества? Сказать, ребята, стена — ваша. Предлагайте пять вариантов на тему Дня Победы, мы выберем лучший... или вынести голосование на сайт — чтобы выбирали сами уфимцы».
«Как-то слабо представляется мне, что темой граффити где-то в Нью- Йорке стало бы празднование Дня Независимости, к примеру».
«Такое ощущение, что в мае наши люди не знают, как адекватно реагировать. И за 50 лет никто ничего другого, как нарисовать очередного огромного солдата на доме, придумывать не хочет».
И хотя все последние росписи спонсировало не государство в чистом виде, а банки и каналы кабельного телевидения, эстетики в этом «граффити» гораздо меньше, чем этики и морали. Посмотрим все же на результаты работы нового конкурса, сможет ли он поднять уличное искусство Уфы до более высокого уровня?