Весной традиционно оживает не только природа, но и культурная жизнь. Самые яркие и запоминающиеся мероприятия проходят в марте, апреле, мае: Библионочь, Ночь музеев, День славянской письменности и культуры, различные фестивали. Все торопятся перед началом летнего отдыха вдоволь насладиться искусством. Отдельные персональные выставки рискуют затеряться на этом фоне, но, думаю, это не касается выставки «Background», которая открылась в Уфимской художественной галерее на прошлой неделе: уникальная графика Рината Миннебаева и фотографии Николая Марочкина. Авторы не впервые выставляются вместе: они уже участвовали в составе групповых выставок «Треш», «Точки прикосновения» и многих других. В чем суть нынешней? Background в широком смысле подразумевает все, что относится к связям и опыту человека, человечества в целом. То есть художники подспудно ставят перед собой и зрителями вопрос: достаточным ли окажется этот общий опыт, чтобы не только выжить самим, но и сохранить планету?
Не перестает удивлять, как Ринат Миннебаев каждый раз находит в гибком материале — бумаге ручного литья — возможности для рождения нового смысла. В новой серии работ «Твари» за символическими химерами угадывается звериный оскал раннего капитализма. Рыба, символизирующая природу, оказывается разъедаемой плесенью человеческого существования; нефтяные пятна кавернами зияют в легких; даже крыло ангела больше не осенит нас своим прикосновением — от него тоже остались жалкие останки.
Автор смело бичует общество потребления и саморазрушения. Здесь он применяет кое-что новенькое в плане формы — словно на наглядных пособиях-макетах абстрактных городов мы видим культовые сооружения - зиккураты в форме автомата Калашникова и кнопок клавиатуры.
Далее следуют работы из продолжающейся серии «Геоглифы», которая, на мой взгляд, несколько затянулась — первые геоглифы мы увидели аж в 2010 году! Более свежее — полиптих «Следы», ставящий вопрос из разряда вечных: какие следы оставит человечество на теле Земли?
Фотограф Николай Марочкин сделал попытку продраться сквозь патину времени — почти в каждой из его фотографий применен прием совмещения двух изображений — современного и старинного, в виде обратной стороны фотографии, где еще различимы подписи, отпечатки, пятна и потеки. Экспозиция получилась довольно неровной, а работы местами нарочитыми — не все созданные таким образом коллажи «сели» идеально. Да и прием начинает, в конце концов, надоедать. Еще одна серия работ — легкие цианотипии на акварельной бумаге довольно приятны: на них отображен иной background, словно чистый лист, в котором жизнь словно бы только нарождается.
В общем, выставку посетить стоит, в любом случае она наводит на определенные размышления.