Все новости
Мнение
25 Марта 2014, 11:50

Женщина. Мужчина. Художник

Кристина Абрамичева
Главный редактор журнала "Гипертекст", арт-критик

Всегда очень тщательно выбираю свое окружение, наверное, у всех так — чем старше становишься, тем серьезнее к этому относишься. Ведь основные жизненные приоритеты к 30-ти складываются окончательно, и уже ясно, с кем тебе не по пути. В плане дружбы меня могут заинтересовать только необычные люди, так сказать, полностью посвятившие себя искусству. Это не означает, что у них, допустим, нет семьи. Могут быть и семья, и дети, но при этом они не дают быту поглотить себя полностью. Безусловно, мужчинам это удается лучше: не будучи крепко-накрепко связанными пуповиной со своими детенышами, они могут заниматься в жизни чем-то еще, кроме гнездования. С женщинами сложнее. Не знаю, о чем думают девушки, когда поступают на творческие профессии. Но через некоторое время они все как одна начинают мечтать о том, чтобы «гладить любимому рубашки» и родить. Это сколько же бюджетных денег уходит на обучение юных художниц, которые ими не становятся! Обычно здесь мне начинают приводить пример Зинаиды Серебряковой, у которой было много детей. Но это скорее исключение: большинство художниц долго и мучительно ищут подходящего партнера, который все никак не находится. И не из-за их характера, а именно из-за профессии и связанного с ней образа жизни. У женщины-художника возможны несколько сценариев личной жизни: самый распространенный из них — мужчина сразу ставит крест на ее занятиях искусством, сводя его к какому-то баловству. Если женщина соглашается на эту подмену, то, как говорится, туда ей и дорога — значит, не так уж оно было ей необходимо. Второй: женщина находит себе мужчину, не относящегося к богеме, и это всегда заканчивается трагично. Не будем уточнять, как именно, но такая простая мысль, что надо искать спутника жизни из своего окружения, не всегда доходит сразу. Какое-то время женщина находится в иллюзиях, что мужчина-работяга будет с пониманием относиться к ее занятиям, потому что он ее любит. Однако одной любви оказывается недостаточно. И тогда женщина-художник в отчаянии сходится с мужчиной-художником. И вот тут-то и начинается настоящая трагедия. Опять же несколько вариантов такого союза: или женщина сразу отказывается от своего творчества в пользу мужа, потому что не хочет с ним вечно конкурировать ради сохранения хороших отношений в семье. Либо сливается с ним в один тандем, где уже сложно разделить, где оканчивается мысль одного и начинается мысль другого. Если при этом женщина еще и берет фамилию мужа, то отныне их называют одной фамилией. Это не отменяет конкуренции, но она остается внутри семьи, сор из избы обычно не выносится — это невыгодно создавшемуся тандему. Есть еще вариант: женщина пытается оставить и свое имя, с которым она обрела известность, и заниматься искусством по-прежнему, причем нисколько не в ущерб семейным обязанностям. Но менее реализовавшийся в искусстве мужчина-художник начинает грубо ее подавлять. Можно ли назвать такой союз счастливым?..

С другой стороны, семья таким же бременем ложится и на мужчину — ему приходится ее содержать, а необходимость регулярно получать приличные деньги часто не оставляет возможностей для творческих изысканий.

В общем, я нахожусь в убеждении, что семья и искусство несовместимы и пока никто не представил мне убедительных доказательств обратного. Поэтому первое, о чем нужно говорить с абитуриентами творческих вузов, это не только готовить их к нестабильному заработку, но и к своего рода жизненному аскетизму, то есть отсутствию семьи в ее традиционном понимании. Это, разумеется, не отменяет личной жизни и чем разнообразнее она будет, тем лучше — что художнику, что литератору нужно получать новые впечатления. Конечно, многим семейным художникам одно другому не мешает. Но это уже нехорошо по отношению к спутнику жизни, который, скорее всего, просто не смог вовремя оценить всей опасности жизни с творческой личностью.

Автор:Абрамичева Кристина
Читайте нас: