Все новости
Мнение
12 Марта 2014, 11:29

И все хорошее в себе доистребили?

Илья Макаров
Журналист
На фоне фильма «Трудно быть богом», в котором гениальный Алексей Герман смешал в кучу людей и богов, измазав и тех и других дерьмом с ног до головы, в самую пору спросить: а не труднее ли быть человеком? Ответ на него кажется очевидным: нелегко. А на фоне черного дыма от киевского майдана, на фоне нацистского угара и расстрелов без суда и следствия, на фоне горевших и сгоревших от «коктейля Молотова» милиционеров и простых граждан, начинаешь понимать, что люди шибко и не напрягаются для того, чтобы сохранить в себе доброе, человеческое, гуманное.
Легендарный наш златоустый блатарь Владимир Семенович Высоцкий в одной из своих песен лесенкой выложил степень утраты человеком в себе человека:
«…Потом поймали жениха и долго били.
Потом скакали по избе,
Потом дрались не по злобе
И все хорошее в себе
Доистребили».
А ведь песня всего-то была о свадьбе.
Вот и представляется, что сегодня мы все хорошее в себе пытаемся истребить.
И у нас это неплохо получается. Да что там Украина! Собственных примеров хоть отбавляй.
В тиши кабинетов и светлых офисов идет незаметная вооруженному и невооруженному глазу подковёрная борьба, сверкают ножи и топоры, звучат телефонные трели да раздается придушенный крик раздавленных, устраненных, отстраненных. Но он почти не слышен из-за торжествующего рычания победителей.
Ничего утешительного Алексей Герман не прибавляет своим фильмом. Более того, сдается, что этим своим фильмом он с горечью признается: убита последняя надежда на человека.
В «Американской трагедии» Теодора Драйзера отец главного героя — кажется, пекарь — в приступе человеконенавистничества посылает свой последний привет перед самоубийством: отправляет на продажу партию отравленных булочек, им испеченных, ничего не подозревающим своим клиентам. Этот эпизод — один из самых впечатляющих в романе.
Я далек от мысли сравнивать литературного пекаря с реальным гениальным кинорежиссером, но это сравнение невольно возникает в сознании.
Конечно, надо не самого художника обвинять, упрекать, подозревать в человеконенавистничестве. Скорее, этого заслуживает род людской, доказывающий всем ходом своей истории, всеми своими деяниями, многочисленными войнами способность и готовность истребить миллионы себе подобных, убивая при этом, разумеется, в себе самом свою священную сущность, человеческое начало, и все это — за кусок хлеба, кусок земли, глоток воды и каплю нефти.
Но уж больно смахивает последний фильм Германа на жест пекаря, пославшего перед своей смертью последний привет человечеству — отравленные ядом булочки.
Важно не отравиться.
Важно подняться из того гноя и праха, в которые вгоняет человека эта жестокая жизнь и в которые столь убедительно окунул его в своем фильме мастер кино. Фильм вообще получился убедительней самой жизни. Вообще, что это — отрава или лекарство?
Важно сохранить человеческое достоинство в себе и уважение к ближнему своему. Такому слабому, увы, такому несовершенному. И даже если кто-то пытается у человека отнять бога над ним и в нем самом, нельзя подчиняться этим попыткам. Человек слаб, но не настолько, чтобы умертвить в себе и над собой бога. Ибо держаться ему не за что.
Так и живет он, нерешительный, сомневающийся, неуверенный в себе и завтрашнем дне. Можно потерять уверенность. Но не веру — за нее человек держится, как за перила, переходя через шаткий мост над пропастью, именуемой — жизнь.
Автор:Макаров Илья
Читайте нас: