Ходит в Сети байка о китайском законе, запрещающем спасать утопающего. Это расценивается как вмешательство в чужую судьбу, чего в Китае очень боятся, ведь тогда ты берешь на себя чужую карму. Свои бы грехи вынести, а тут чужие еще на себя вешаешь. Странный закон, конечно, я даже не поверила. Хотя не нашла ни опровержений, ни доказательств его реальности. Но если вспомнить, что за второго ребенка там взимают крупный штраф и повышают налоги, то вероятность такого закона значительно повышается. Демографическая политика, понимаешь…
Но вообще, это очень интересная тема. Кто из нас не задумывался: «Тварь я дрожащая или право имею?» Кто не думал о границах между своей волей и волей случая, или Судьбы? Далеко ходить не надо, взяла я три месяца назад к себе котенка. Жизнь его с первых дней не задалась. Не успели у него открыться глазки, как маму зарезала овчарка, а брата — старая кошка. Остался сиротка орать в холодном сарае, где его отыскали среди тряпья и ветоши. Ко мне он попал в двухнедельном возрасте, не способным самостоятельно ни есть, ни в туалет сходить. Всему учились вместе.
Казалось бы, на этом вся драма заканчивается и начинается семейная идиллия. Но нет. Котенок с самых ранних недель выказал небывалую злость. Сейчас это большая проблема для всей нашей семьи, ведь он подкарауливает каждого из нас и вцепляется мертвой хваткой в ноги, со стола не слезает, хотя вдоволь ест дорогой корм и периодически гадит в неположенном месте. И один дяденька, как сущий китаец, мне так и сказал, что, видать, котенку суждено было умереть за его злость, а я его спасла и взяла на себя его дурную судьбу. Вот те на!
Нет, позвольте, я еще спасла пьяницу от инфаркта. В Москве вообще живет довольно равнодушный люд, поэтому валяющийся на холодной осенней земле мужчина с явными конвульсиями — это обычный элемент городского пейзажа. Как назло проходила мимо уфимочка с чемоданом, дядю заметила, вызвала и дождалась «скорую». Мужчина был спасен. И уже вечером мертвецки напился на ближайшей остановке, где я его и увидела вновь, но уже в последний раз, ибо улетала в Германию. Интересно, какой из своих бед я обязана этому случаю?
Вообще, жизнь предоставляет нам довольно много случаев, когда мы вынуждены выбирать между вмешательством и определенными проблемами и невмешательством и дальнейшим благоденствием, но что происходит в это время с совестью, непонятно. Я обычно всегда вмешиваюсь. И огребаю кучу проблем, конечно. Как с котом, например. То же получают пары, которые берут на воспитание чужих детей, или не только чужих, но и безнадежно больных. То же получают люди, которые до последнего борются за свои плохонькие жизни или за жизни своих родственников. Живут, как овощи, но живут же!
А кто-то предпочитает не вмешиваться. Оставляют своих безглазых детей в Доме малютки, стареньких родителей в Доме престарелых, проходят мимо нищих и умирающих — всех они не спасут. Их тоже можно понять. Я очень могу понять тех, кто решается на аборт. Им проще убить, чем плодить, как они говорят, нищету. Но меня впечатлила маленькая притча Руслана Нарушевича. «Представьте, что на том свете с вами говорит Бог: «Слушай, вот сейчас мы отправим тебя на Землю. Сразу говорю, денег у тебя много не будет. И со здоровьем так себе. Родители тебе достанутся, мягко говоря, не очень. Но ты будешь жить. Ты чего выбираешь — жить или мы тебя того?»