Все новости
Мнение
19 Ноября 2013, 12:27

Вкус или прибыль?

Кристина Абрамичева
Главный редактор журнала "Гипертекст", арт-критик

Можно сказать, что потенциально интересы публики уфимских галерей и музеев достаточно разнообразны. Это и по личным наблюдениям в галерее, где я работаю, и по результатам социологических опросов, коими я не буду утомлять читателя. Но вот интересы тех, кто управляет художественным процессом в городе (чиновники, часть искусствоведов, правление Союза художников), часто расходятся с интересами публики и самих художников. Например, выставочные комиссии отбирают на групповые выставки от Союза художников произведения традиционных видов и жанров, отсекая или просто игнорируя все, что находится за рамками реалистического искусства. Получается забавно, когда на молодежные выставки заявляются номинации «видео-арт», «арт-объект», «инсталляция», но потом комиссия отбирает только «живопись», «графику» и «скульптуру». Спрашивается, если комиссия неспособна дать оценку актуальному искусству, то не надо и пытаться прыгнуть выше головы. Безусловно, уфимским художникам есть, что предложить публике в плане актуального искусства, а публика, в свою очередь, готова к восприятию этого нового, чувствует в нем потребность (из высказывания в блоге: «Мрак. Нет ни одного активного лидера у нас. И учить не умеют, как мне кажется, — одни пошленькие пейзажики и прочая академия с якобы национальным колоритом в грязных тонах»).

Итак, парадоксальным образом точкой расхождения между художником и публикой часто становятся посредники, которые призваны быть проводниками искусства — например, искусствоведы «из музея», на чьи экспертные заключения ориентируются чиновники. Но гораздо хуже, когда работники Министерства культуры не прислушиваются ни к чьему мнению, поощряя своим брендом весьма сомнительные фигуры современности.

Естественно, что минимум зрителей в выборе, на какую выставку пойти, ориентируется на собственный опыт, при условии, что он вообще есть. Широкая публика поддается манипуляции рекламных статей. Поэтому, если написать, что «картины художника называют символом эпохи, а сам автор признан одним из ведущих живописцев в мире» или что он «один из немногих современных художников, сумевший добиться мирового признания», то эти утверждения безоговорочно принимаются на веру. По традиции советского времени простой народ верит в печатное слово и в то, что сказали «из телевизора».

Безусловно, кураторы вынуждены учитывать спрос (в том числе, коммерческий) на тот или иной вид и жанр искусства. Особенно четко пожелания публики улавливают музеи — как наиболее зависимые от посещаемости институции. Директор провинциального музея никогда не рискнет привезти в город выставку чего-то авангардного, прогрессивного, скорее он согласится на очередные гастроли Рериха, Дали, Шилова, Глазунова, Сафронова и других раскрученных фигур, потакая массовым вкусам публики, которая обеспечит сборы с такой выставки. Но вот почему Министерство культуры РБ не заботится о воспитании вкуса уфимских зрителей, а только лишь о музейной прибыли, этот вопрос остается открытым.

Автор:Абрамичева Кристина
Читайте нас: