Все новости
Мнение
31 Октября 2013, 09:00

ПсихоПАД

Артур Кудашев
Кмн, врач психиатр-нарколог
Это эксклюзивное сообщение от вашего колумниста напрямую из психбольницы. На базе которой я вместе со своими коллегами прохожу сейчас очередной курс повышения квалификации. Речь отсюда можно вести о многом, но не буду злоупотреблять вашим вниманием и гостеприимством больничной администрации. Выскажусь только по теме кадров для психиатрической службы.
Ниже я опираюсь на цифры, озвученные самым осведомлённым в этой сфере человеком – главным врачом республиканской психиатрической больницы №1 Минздрава РБ, главным специалистом-психиатром республики, д.м.н., профессором Р.Г. Валинуровым.
На 01.01.2013 года в РБ на диспансерном учете у психиатров состояло 45 846 человек и ещё 75 503 человека в т.н. лечебно-контрольной группе. Это на 3 319 211 взрослых душ. На детское население (640 016 человек) у нас 6 005 детей на диспансерном психиатрическом учёте и ещё 13 277 детишек в контрольно-лечебной группе.
Много это или мало? Сами решайте. В психиатрической службе республики работает сейчас 293 врача. Вот это — конкретно мало. Обеспеченность врачами-психиатрами в республике 0,72 доктора на 10 тысяч населения (по России — 0,99). Коэффициент совместительства среди врачей-психиатров — 1,9. Т.е., наш среднестатистический психиатр впахивает на две ставки.
Укомплектованность врачами-психиатрами в республиканской психбольнице №1 — главном и лучшем профильном учреждении региона — 42 процента. Медсёстрами — 37 процентов. Психотерапевтами — 9,96 процента (!).
Доля лиц, признанных психически невменяемыми по результатам судебно-психиатрической экспертизы, среди совершивших преступления против жизни и здоровья (проще говоря, кого-то убивших или покалечивших) у нас в республике в 2012 году составила 25,2 процента. А в 2010 году, например, таких было лишь 22,8 процента. И этот рост — доли психически больных убийц и насильников (да и среди всех категорий преступников) – продолжается в Башкирии на протяжении всего последнего времени. И, нет сомнений, продолжится.
Ещё чуть-чуть. В медицине есть такой показатель, как выявляемость. Он характеризует число впервые выявленных за отчётный период заболеваний. Показатель хитрый. Чем охотно пользуются демагоги. Типа: «За прошлый год выявлен всего один процент такой-то хвори, что говорит о том, хворь эта побеждена. Ура, товарищи!» В реальности же низкая выявляемость, как правило, говорит о том, что выявлять новые случаи болезней просто некому или нечем. Вот в Нефтекамске, например, выявляемость психических заболеваний в три раза ниже среднереспубликанского уровня, в Салавате – в четыре, в Татышлинском районе – в 15 раз. И, в общем, понятно, почему…
Так в чём же причина такой тяжёлой кадровой ситуации? Да в финансировании, господа, в финансировании. Надо платить медикам достойную зарплату. И если у самих врачей не получается добиться «взаимности» у государства, то денег для них должно потребовать общество. Потому что если общество не будет хорошо кормить своих психиатров, то оно будет от пуза кормить своих психов. И «жрать» они будут всё больше и больше.
Автор:Артур Кудашев
Читайте нас: