Достаточно часто встречаются фотоконкурсы, в которых участники пытаются выявить собирательный образ России. И что же мы видим в первую очередь на их фотографиях? Правильно. Богомольную старушку в черном платке на фоне какой-нибудь церкви вдалеке. И называется такая фотография как-нибудь «свежо», навроде «Дорога к храму». Может быть, это странно, но лично я не знаю такой России вообще. Может быть, потому что живу в мусульманской республике? Вероятно, в центральной части России подобная картинка является обыденным делом. Но почему бы молодым и не очень фотографам не попытаться хоть раз представить нам Россию в другом образе? Групповое фото прогрессивного студенчества, ударная стройка, безбрежные поля сельскохозяйственных культур, полные залы культурных заведений, индустриальный пейзаж, гуманная медицина, спортивные достижения, новые научные разработки, читающие дети, эстетичный микрорайон… Можно ли представить себе такие сюжеты? Увы, многое из перечисленного тоже на грани фантастики. Получается, что фотохудожники идут по простому, хотя и заезженному пути — упирают на «духовность», т.н. особый путь России. Хотя почему, собственно, «духовность» всегда обозначает «религиозность»? Для меня это еще одна загадка. Неужели неверующий человек не может жить глубокой, культурно насыщенной жизнью, а также гуманно относиться к окружающим? Причем, не будучи при этом сдерживаемым будущей карой за нынешние грехи? Такой человек может считаться духовно развитой личностью? Уверена, что да. Вот если бы жизнь таких людей, которых в России по-прежнему много, становилась сюжетом для типических фотографий! А изобразить старушку на фоне церкви — да, это символично, но одновременно это пустая иллюстративность, штамп, за которым ничего на самом деле не стоит. Более того, при современных достижениях техники качественно сфоткать старушку и церковь может любой дурак, но где же здесь творческий поиск?
Еще один распространенный сюжет — социально неблагополучные слои населения. Оборванные дети на обочине сельской дороги, городские бомжи, инвалиды, просящие милостыню, нищие старики, наркоманы. Да, эти проблемы есть, никто не спорит. Но у нас словно бы считается зазорным изображать счастливых детей или, не дай Бог, радостных стариков, причем не в платочках и галошках, а вполне современно одетых, живущих полной жизнью. Что, нет таких разве? Очевидно, фотографы просто боятся общественного осуждения — как же можно изображать беззаботное счастье, если у нас в стране так много неблагополучия! Но в повседневной жизни, если задуматься, мы больше встречаем вполне благополучных людей, чем маргинальные случаи.
Вот и получается, что образ России так и остается образом — очень отвлеченным, не из реальной жизни. Поэтому желаю фотохудожникам успехов в поисках! Есть еще над чем работать.