Когда мы познакомились с Симха Гривой Прабху, я на тот момент уже пару лет занималась изучением ведической культуры. Мы были в психологическом лагере, а он вместе со своим другом готовил для нас потрясающую вегетарианскую еду. Он сказал, что он приверженец ведической культуры, и я обрадовалась ему, как своему. Мне очень понравились блюда этой кухни, поэтому меня пригласили к ним на программу в ашрам отведать прасад (освященная пища), научиться его готовить и узнать новые рецепты. Через полгода я пришла. И закрутилось.
«А кто вы?» — в первую очередь спросила я, налегая на самосы — индийские пирожки. «Мы состоим в «Обществе сознания Кришны», - последовал ответ, — «с любовью служим Богу». Мне понравилась формулировка, и я осталась. Мы пели киртаны, молитвы на санскрите, под аккомпанемент мриданги (вид барабана) и караталов (маленькие металлические тарелочки). Это было хорошо. Все там было хорошим.
Через несколько месяцев я приняла посвящение у Вана Махараджа — мне выдали четки, бусики из священного дерева Туласи и наказали читать джапу — множество раз повторять мантру «Харе Кришна». Так я стала кришнаиткой.
Но об этом я узнала случайно. В Обществе все называют себя преданными. Для посторонних они — кришнаиты, сектанты. Я ни с кем не спорила, когда про них так говорили. «Это же секта!» — «Да, секта» — отвечала я. Хотя я не видела никого безобиднее их. Они мирно рассказывают о Кришне, проводят ритуалы в честь своих божеств, готовят немыслимое количество прасада и раздают его всем желающим. Раздавать прасад для кришнаита большая честь и радость.
Когда меня посвятили, я спросила, могу ли по-прежнему ходить в православную церковь и носить крестик. Мне ответили, что я не должна отказываться от того, к чему привыкла. Потому что служение Кришне — это не религия в строгом смысле этого слова, оно гораздо шире. «Это просто выражение любви», — сказал мне Ананга Мохана — ассистент моего гуру.
Все. Никаких требований жертв в виде квартир или сотен тысяч рублей, вербования агентов и пропаганды. Поэтому я еще сильнее удивилась, когда прочла в методичке о православной исповеди, что хождение к кришнаитам — большой грех, впрочем, как и увлечение любыми восточными учениями. Все это было поставлено на один уровень с пресловутой сектой «Аум Синрикё».
Странно, в церкви ходить в ашрам считается грехом. А вот в ашраме ходить в церковь — не грех. Ходи, если хочешь, главное — служи Богу. Не важно, как ты его называешь и какими словами выражаешь свою любовь.
Во всякой религии есть подспудное презрение к представителям другой конфессии. Мне это непонятно, ведь смысл религии в том, чтобы помочь человеку понять свою душу, а не в том, чтобы у нее было больше последователей, пожертвований и владений. Хотя, к сожалению, в истории так и сложилось, что религия — дело политическое.
Возможно, я слишком наивна. Но осознанно выбирая язык, на котором мне говорить с Богом, я куда охотнее выберу тот, в котором не презирают «иностранцев», называя их неверными, сектантами или еретиками, а приветствуют их, как «братьев по разуму».