Шкипер прогулочного судна, угробивший шестерых и покалечивший ещё пятидесятерых неделю назад на реке Иртыш, признался, что накануне происшествия выпил
Неладное у нас на воде творится. Мало нам, что ежегодно тонут в стране сотни нетрезвых купальщиков обоего пола и всех возрастов. А тут ещё и выпившие капитаны с мотористами. Про «Булгарию» писали, что экипаж там был то ли пьяный, то ли похмельный. Теперь вот доблестный капитан Ратников.
Труд у работников морского и речного транспорта особенный, тяжёлый, порой опасный. Связанный со стрессами и перегрузками. Мы все в курсе. Ещё с самого детства. С Жюля Верна, с Роберта Стивенсона, с Рафаэля Сабатини. Как говорится, плавали, знаем. И про бутылку рома, и про сундук с мертвецами.
В том, что моряки с речниками алкоголь потребляют выше среднего, никакого секрета нет. И в мире это учитывают. Принимают к сведению и используют в качестве руководства к действию. В 2001 году Международная организация труда (МОТ), участником которой является и наша страна, разработала специальные рекомендации по профилактике и реабилитации склонных к пьянству работников морского транспорта. Аналогичные шаги до того сделаны были и во многих отдельно взятых государствах. Так, в крупнейшем испанском портовом городе Кадисе уже много лет действует европейский реабилитационный центр для зависимых от алкоголя и прочих психоактивных веществ моряков. Есть подобные центры и программы и на других континентах.
Конечно, они появились не просто так, безо всяких к тому предпосылок. В Америке, скажем, был свой «геройский» капитан, пример которого кардинально повлиял на общественное мнение. Звали этого человека Джозеф Хэзелвуд и служил он шкипером на огромном танкере «Экссон Вальдез». В 1989 году капитан Хэзелвуд по ошибке направил своё судно на скалу у побережья Аляски. Из-за этого произошёл розлив нефти, вследствие которого случилась крупная экологическая катастрофа. Люди тогда, по счастью, не погибли. Чего не скажешь о десятках тысяч птиц и морских животных. Совокупный ущерб из-за аварии танкера составил свыше трёх миллиардов долларов США, в тогдашних, естественно, ценах. Через 10 часов после катастрофы капитана Хэзелвуда проверили на алкоголь, содержание этанола в его крови составило 0,6 промилле. Позже, на суде, и он сам признался, что накануне трагедии перебрал с выпивкой.
Этот случай стал причиной того, что в короткое время в США была разработана и принята к исполнению государственная антиалкогольная профилактическая программа на рабочих местах. Позже её поддержали и частные американские компании.
Подобные практики необходимы и у нас. Они уже давно назрели и перезрели. Что ещё нужно для того, чтобы они вошли в нашу жизнь?