Каждый творческий человек ревностно относится к коллегам, это известно. Прежде всего, он пытается ограничить круг избранных, тех, кто занимается настоящим искусством, поэтому часто можно услышать: «Да какой он там художник…» Если же этого не удается, то он, скрепя сердце, вынужден признавать существование таких же существ, как он, возможно, тоже имеющих свою связь с создателем, чьим проводником и являются художники, поэты, музыканты, актеры. Но если перечисленные категории еще как-то способны (преодолевая неприязнь) работать в связке, образуя театры, музыкальные группы, творческие объединения и литературные кружки, то подобные союзы между дизайнерами немыслимы.
Эти господа — товар штучный. Для них словно не существует авторитетов (разве что мертвые классики), блестящих примеров и чувства радости за чужую качественно выполненную работу. Причем все эти качества они обретают как-то вдруг и сразу — как только осознают себя дизайнерами. С этого момента любой другой дизайнер для них — мошенник, выскочка и халтурщик. «Отчего бы это», — нередко задумываюсь я.
У художников — что традиционных марателей холста, что у отпетых конформистов — все завязано на смысле восприятия цветового мазка или графичного штриха. Это их своеобразный язык. Его можно пытаться игнорировать, но с размытием формы представления художественного исчезает и внятность фигуры художника. Некоторые даже могут подумать: вон тот парень, который расставляет пустые картонные коробки в галерее современного искусства, это не художник вовсе, а грузчик.
В отличие от художников, дизайнеры не ограничены формой выражения своей творческой мысли, и в этом их проблема: в винегрете современных дизайнерских ходов дизайном считается почти все. Взял прозрачную бутылку и сплошь покрыл ее красной краской — дизайнер. Взял покрытую красной краской бутылку и разрисовал ее под мухомор — еще какой дизайнер! Взял простую надпись из нескольких букв и убрал все черточки в буквах, чтобы не сразу читалось, — посторонитесь, граждане, дизайнер идет. Важен жест. В ситуации, когда стать записным дизайнером так легко, настоящему дизайнеру приходится продумывать саму идеологию воплощения вещи. В отличие от художника, который признанными знаками рождает новый смысл, дизайнер скорее проектировщик, ему необходимо продумывать одновременно и смысл дизайна, и дизайнерские ходы, которыми смысл передается, да еще и технологии реализации таких ходов. Незначительные осечки на этом пути могут запросто привести к краху всей идеи. (Например, вы можете подготовить прекрасные презентационные ролики своего замысла, но банальное отсутствие нужного кодека в том месте, где он будет воспроизводиться, может выставить дизайнера полным неудачником).
Это означает, что каждый конкретный дизайнер, столкнувшись с продуктом другого дизайнера, подвергает критическому пересмотру задуманные тем дизайнерские ходы, способы их воплощения и рождаемые в итоге смыслы, и в силу своей индивидуальности, конечно, находит в чужой стратегии кажущиеся изъяны. Живописцам подобное не грозит — технически вариантов другого способа нанесения краски или натяжения холста довольно ограниченное число. Поэтому вся их идея — в содержании, а не в выражении. У дизайна, безусловно, тоже есть содержание, но вот пласт выражения мы оцениваем гораздо выше.