Безусловно, мне везет на встречи с интересными людьми. Уж точно пальцев на обеих руках не хватит, чтобы подсчитать новых друзей и все те умные захватывающие беседы, которые у нас были хотя бы только в этом году. Буквально на днях гостил в Новосибирске - принимал участие в Нефоруме блогеров, и естественно местные ребята повели нас на экскурсию. Я выбрал маршрут по Академгородку и совсем не прогадал.
Долго можно рассказывать об уникальном анклаве, где еще при Хрущеве в атмосфере творчества и умеренного инакомыслия рождались гениальные проекты, гремели великие имена, а по вечерам в клубе «Под интегралом» звучали совсем не советские песни, стихи и анекдоты. Мы гуляли по историческим местам, где в легендарной пивной «Карасик» когда-то обмывали свои госпремии академики, а напротив нее до сих пор бьют тяжелой тритиевой водой фонтаны охладителя синхротрона. Рядом с прославленным квнщиками Институтом цитологии и генетики белки выпрашивают орехи, а в лабораториях наноцентра суровые ученые каждый день изобретают секрет вечного двигателя. Короче, полное «НИИЧАВО» из Стругацких.
Уже совсем на краю Академгородка около небольшого торгового центра я увидел полотняный шатер, рядом с которым стоял пыльный автофургон с надписью на трех языках «Giroldon. Самый маленький передвижной цирк в Европе».
Оба его актера (они же директор, продюсер, билетер, шпрехшталмейстер и дирижер) ждали гостей у входа.
Они женаты уйму времени. Ленка - чешская актриса, а ее муж мим-акробат Альберто - итальянец родом из Швейцарии, обоим за 60, из которых 25 они странствуют со своим цирком. Оба загорелые дочерна и оба светятся нездешним счастьем и покоем. Ленка — полиглот, бегло болтает по-русски, и, конечно, мы разговорились.
Спрашиваю, зачем, собственно, это все. Говорит, они не могут иначе.
Четверть века назад они поняли, что мир катится в тартарары, а участвовать в этом они не хотят. Купли фургон и шапито, придумали программу и поехали. Говорят, они делают это, потому, что хотят противостоять сегодняшнему консьюмеристскому тренду в искусстве, делают арт ручной работы, чтобы напомнить зрителю, что он Человек, а не машина для потребления. Конечно, тут нет никаких животных, и никто не продает в фойе попкорн и китайские кислотные игрушки. Тут и фойе-то нет - стоят четыре лавки человек на 20 и небольшой манеж, как раз на двоих артистов. Это сплав векового европейского уличного искусства - клоунада, пантомима, переодевания и много-много лирики, которая как раз и будит разумное, доброе, вечное.
Их фургон разделен на две части. Основная - склад реквизита и костюмов, и еще два с половиной квадратных метра - жилой отсек. Невероятно, но там умещается кровать для двоих не толстых артистов, кухня и туалетная комната. Как можно 25 лет прожить в таких условиях я решительно не понимаю, но глядя в невероятно умные и красивые глаза Ленки и в застенчивые и немного близорукие глаза Альберто, я вижу то, что их, конечно, объединяет. Невероятную любовь.
Их нынешнее представление называется «Дурацкий страх ногам покоя не дает». Это про то, что мы придумываем условности, которые не дают нам полноценно жить. Об иррациональном страхе, который нам внушает, например, абстрактный начальник, или суровый родитель, или муж, или даже продавщица в магазине. А, может, про страх, который не дает нам бросить все, что тянет назад и вниз, и купить на последние деньги фургон, чтобы уехать в бесконечное путешествие к счастью.