Все новости
Мнение
8 Июля 2013, 09:00

Что такое?

Елена Гизатуллина
Учитель русского языка и литературы, блогер
«Бабушка, ты плохая!» - говорит маленький мальчик. Я рефлекторно оборачиваюсь: обычная пара – внук и его бабушка - вышли на прогулку. Хмурю брови. Не потому, что говорить такие вещи старшим недопустимо. Нет, любой ребенок имеет право на недовольство, но его уже научили это недовольство неправильно выражать. Мальчик сам такое не сказал бы – скорее всего, услышал в садике, дома от близких. Услышал в свой адрес. И как-то на него это повлияло – не успокоило, не уверило в неправоте, но стало больно. А сейчас, когда бабушка что-то не дала, не разрешила, он уже пускает в ход мощное орудие боли: «Ты плохая!»
Иду дальше. Очень жалко людей. Почему-то считается, что по-другому воспитывать нельзя. И живут потом они всю жизнь с этой системой «хорошо и плохо». Их большинство. Они видят все в черно-белом цвете, не замечая у жизни других красок – а ведь их так много! Мне кажется, что убери они эту оценку, то взору бы открылся удивительный мир настоящих поступков в их истинном свете. Ведь по большому счету, когда нам говорят, что мы хорошие или плохие, на нас словно вешают ярлычок и ставят на полку, как вещь, которую можно купить за определенную цену. Нам некуда двигаться с этим ценником, а развитие – это все, что у нас есть, единственное, ради чего живем.
Например, обычная фраза: «Ты меня не слушаешься, поэтому ты плохая». Ее могут сказать и маленькой девочке, и взрослой женщине. И что? Нет, давайте поговорим. Почему это я сразу плохая? А вы меня спросили, почему я не слушаюсь? Может, у меня есть на то причины. И я бы с удовольствием об этом поговорила. Скорее всего, после разговора я стану слушаться, потому что мое мнение и желания учли, их необязательно исполнять, раз уж это невозможно, но по крайней мере я пойму, что я тут чего-то значу и кого-то волную. Кроме того, неплохо бы объяснить, почему именно надо слушаться. А так я понимаю, что плохая, и дорога мне только ниже – нет никакого желания над собой расти. Все, назад пути нет.
Разговор – хорошее лекарство от ярлыков. А мы разговаривать не умеем. Если муж изменил, мало какая жена станет выяснять причины, особенно искать их в себе. Мы сразу шмотки его собираем и выбрасываем с последнего этажа – первым летит планшет, конечно. А если все-таки спокойно поговорить? Победить в себе животное, обрести человеческий облик ценой некоторых усилий и понять, почему муж изменяет? Правда, ответственность за измену придется уже делить на двоих, ведь может выясниться, что жена щеголяет по дому в старом мамином халате, грубит, пилит. А это уже, конечно, больно и неприятно узнавать. Куда проще признать мужа окончательным подлецом без права переписки.
Когда я слышу «это не хорошо и не плохо, это просто есть», то понимаю, что говорю с прокачанным человеком. Сейчас безоценочному отношению к жизни учат на психологических тренингах и в книгах этой же направленности. Такие люди, вытравившие в себе тягу ставить другим на лоб оценку от одного до пяти, совершенно по-другому мыслят. Конструктивно. Они готовы работать с тем, что есть и кто перед ними стоит. Каким бы ни был собеседник, они его принимают со всеми потрохами, не возвышая и не принижая, начинают толкать его вверх. Я не знаю, как это получается, но если подумать, то, наверное, это происходит оттого, что они не читают морали. При этом они имеют твердые принципы и жизненные ориентиры, но если собеседника затянуло куда-то не туда, то спокойно принимают это. Так же, как это они приняли бы в себе. Ведь какой бы поступок ты ни совершил, это не весь ты, и из этого всегда найдется выход, было бы желание.
Похожие ощущения я испытываю от беседы с истинно религиозными людьми. Их, кстати, не так много, даже среди тех, кто религию изучает и следует ее принципам. Люди, действительно видевшие божественный свет, по натуре своей спокойны и непредвзяты, поэтому, в каком бы грехе ты им ни покаялся, они не делают больших и строгих глаз, а умеют найти слова поддержки и ободрения.
И коль уж зашла речь о религии, то вспомнилось, конечно, и о грехе. Это ли не фундаментальное «плохо»? На первый взгляд, да. Когда читаешь методичку о том, как исповедоваться, ужасаешься собственной греховности. Пока дочитаешь до конца список грехов, официально признанных таковыми церковью, уже сто раз раздумаешь идти на исповедь – стыдно до слез. Однако чем хороши такие методички – помещены в них выдержки из трудов святых отцов, которые в один голос говорят: «Как бы низко ни упал, вставай и пытайся идти дальше, Бог милостив. Не мечтай стать святым - пока живешь на этой планете, от греха не омыться - но стремись жить по совести».
Поэтому, на мой взгляд, жить в религии гораздо легче, чем без нее. Потому что здесь твое «хорошо» и «плохо» становятся не только твоими, но и божьими. Не назовешь уже обидным словом человека, если вспомнишь, что зачем-то он таким создан. Не сожрешь себя поедом за какой-то проступок и не возвысишь за благое дело – на все Его воля, а ты ее проводник. И хорошего. И плохого. Так стоит ли об этом судить?
Автор:Гизатуллина Елена
Читайте нас: