У людей есть привычки, которые окружающим кажутся странными. Кто-то любит ковыряться в носу, а кто-то ежедневно пересчитывает ступеньки с первого этажа до своей квартиры. Но это еще ничего.
Есть у меня, например, знакомый, который бреется по строго определенной схеме. Точнее, ухаживает за лицом после бритья. Это целый ритуал. Он набирает в ладонь специальную жидкость и втирает ее в щеки. Но не просто втирает, а мысленно считает до 21. Потом он начинает слегка бить себя по щекам и тоже мысленно считает до 21. Затем он опять слегка прихлопывает свою свежевыбритую физиономию, выходит из ванной и считает уже до 11. Но так, чтобы на ванную счет пришелся где-то до пяти-шести, а на коридор всё остальное.
Домашние его к этому привыкли и не обращают внимания. Цифры эти он считает счастливыми и бреется так уже лет 20. В остальном — вполне приличный человек, хороший муж и отец.
— Ну и что, это ерунда, — сказал один мой товарищ, — каждый сходит с ума по-своему. Я вообще, если хочешь знать, иногда, когда ем и мне очень вкусно, представляю, что у меня есть хвост, и начинаю им вилять. Еще в автобусе мне кажется, что люди вокруг слышат мои мысли. Поэтому я начинаю мысленно орать и обзываться и смотрю, кто на меня обернется.
— А я люблю протыкать мандарины мизинцем посередине, мне кажется, что они живые и я лишаю их невинности, — сказал другой мой товарищ. — Когда нахожусь дома один, то хожу на коленях и представляю, что я кот, который остался в одиночестве.
— У меня нередко возникает дикое желание в общественном транспорте лизнуть чью-нибудь кожаную куртку, — вдруг проговорил самый скромный из нас. — Именно кожаную. Не знаю, почему мне это хочется делать, но, когда у меня получается, я испытываю огромный восторг!
— Это у тебя что-то с Фрейдом связано, — объяснила ему девушка, находящаяся на тот момент с нами, — у меня вот есть одна странность, даже не знаю, как сказать… Короче, бывает, когда я иду на кухню или моюсь в душе, то падаю на пол и начинаю рыдать. Всё это продолжается минут 10. Потом я встаю, как ни в чем не бывало, и иду заваривать чай.
— Ха-ха-ха, — засмеялся еще один наш друг. — У меня, знаете, как бывает? Когда в принтере остается несколько листочков, я, перед тем как вложить туда новую бумагу, достаю эти оставшиеся листы, вставляю туда новую бумагу, а сверху кладу старые. Мне кажется, что если они останутся еще раз сзади, то им будет очень обидно.
— Да вы все еще ангелы! — воскликнул самый умный из нас, — я вот каждую зиму засматриваюсь на береты бабушек, на кончике которых есть такие пимпочки. Так вот, я просто не могу сдержаться и всегда потягиваю их вверх! Когда бабка оборачивается, я тут же отвожу взгляд.
Тут в разговор включилась еще одна девушка:
— А я с самого детства и по сей день просто обожаю трогать холодные уши. И неважно у кого: у человека или животного. Все мои друзья уже вешаются от моего «хобби», а я все никак не могу остановиться. Даже как-то раз был у меня хомяк, так я у него умудрялась уши крутить, и в лагере, когда была вожатой, специально выгоняла детей на улицу, чтобы они нахолодили для меня уши...
— Да вы все психи! — в сердцах вскричал я и потрогал свои уши. Уши, слава богу, были теплые. — А я еще общался с вами, думал, что вы нормальные! Из таких, как вы, потом и получаются сексуальные маньяки всякие.
И ушел. Только, когда уходил, три раза обернулся посмотреть на них и мысленно пожал еще раз каждому руку. Такой у меня ритуал.
Тему суеверий и привычных действий комментирует психолог Алиса Курамшина:
— Привычка — весьма любопытный способ поведения, потому что человек в ответ на некий стимул чувствует прямо-таки потребность выдать вполне определённую реакцию, которая, может быть, совершенно оторвана от какой-либо целесообразности, пользы и уместности в данном контексте. Это некий индивидуальный способ договориться с миром, граничащий порою с ритуалом. Иногда привычки бывают общепринятыми и специально вырабатываются в человеке путём многократного повторения (например, мыть руки перед едой — полезная привычка, курить с утра, попивая кофе, — вредная). Но чаще всего привычки вырабатываются непроизвольно, стихийно. И порою на бессознательном уровне выстраивается весьма странная цепочка "стимул-реакция" — так возникают индивидуальные привычки, которые могут вызвать изумление остальных членов общества.