Все новости
Мнение
23 Апреля 2013, 12:21

Как мы развивались

Кристина Абрамичева
Главный редактор журнала "Гипертекст", арт-критик

Как-то раз я уже писала о соперничестве в культурной среде, но наблюдения за движениями этой среды дают все больше поводов для размышлений. Только сейчас эта сама среда в Уфе становится достаточно разнообразной, чтобы ее вообще можно было обозначать как таковую. Еще лет 5-10 назад ландшафт был довольно пустынным – для тех, кто интересуется, например, литературой, предлагались в основном литературные вкладки, полноценный журнал русскоязычной литературы появился в Башкирии в 1998 году. Как одинокий саксаул долгое время возвышался критик Александр Касымов с его самиздатовской и не очень деятельностью – даже молодые и начинающие имели шанс напечататься в его журнале «Сутолока», а зрелые - в формате книжечки–приложения к газете «Вечерняя Уфа», где он работал. Функцию литературного салона играло только одно литературное объединение, которое логично пришло на смену предыдущему. Десятки лет любое обновление происходило долго и мучительно – литературные старцы занимали свои редакторские места до последнего. Живой язык литературы, новые тренды, форматы и идеи гасились этим ареопагом на корню – делать что-то самостоятельно так называемая «молодежь», приближающаяся к 40 годам, побаивалась – воспитывались еще в советское время, где самодеятельность всегда жестоко каралась. Поэтому люди среднего возраста пришли в литературу единственно известным им путем – дождавшись физической смерти старцев и заняв их кресла, кто-то искренне соболезнуя, кто-то цинично глумясь. Неважно, законы природы не отменить. Разумеется, это поколение отличается большей терпимостью, часто не поспевая за новым, оно, хоть и ворча, но допускает факт существования литературы вне Союза писателей. Владимир Сорокин и разные другие смелые писатели, которых при старцах прятали в редакторских столах, теперь легально разместились на полках с классикой.
Приблизительно к 10-м годам произошел качественный скачок – молодое поколение было гораздо смелее всех предыдущих вместе взятых, только частично коснувшись (или не коснувшись вовсе) советского мироустройства, оно не заболело апатией. Возможности, которые давали интернет, упростившиеся печатные процессы и блага капитализма, были использованы им по максимуму. Появились свои журналы, сайты, поэтические группы, разнообразные площадки, союзы единомышленников и отдельные движители процесса. Литература стала выходить за рамки республики и интересовать общероссийские издательства и фестивальные проекты. Окончательно одряхлевший Союз писателей и официальные органы печати, в свою очередь, превратились в маргинальные (они, конечно, этого не осознают, как и большинство стариков не может осознать, что они безнадежно отстали от жизни). Конечно, эта новая среда, как и старая, не может избежать некоторых постоянных свойств – соперничества, сплетен и мелких ссор. Но это уже не та тотальная травля, когда выпадение из единственного кружка означало символическую (а иногда и физическую) смерть. В крайнем случае, всегда можно создать свой паблик и оставаться гордой звездой, имея от 10 до 100 подписчиков.
Мне было бы интересно наблюдать это развитие еще некоторое время. Ведь за подъемом всегда следует спад. При условии, что сейчас мы наблюдаем кульминацию, развязка неизбежна. Возникает вопрос, что может к ней привести? Например, если новое поколение перегорит литературой и, придя к зрелости, займется «взрослыми делами», то есть зарабатыванием денег на свою возникшую со временем семью. Предпосылки для этого есть – литераторы прошлых поколений стремились посвятить себя литературе полностью – занять какое-нибудь редакторское кресло, в свободное время занимаясь собственным сочинительством. Нынешние молодые люди имеют совершенно другие профессии, приносящие стабильный доход – менеджер, юрист, программист, экономист. В крайнем случае, журналист или преподаватель. Литература для них, хотя и занимает существенную часть жизни, но все-таки своеобразное хобби. А может быть, как раз это и хорошо, потому что дает определенную свободу мышления и возможности для развития. В общем, не мастер я футуристических прогнозов. Остается только наблюдать и анализировать.

Автор:Абрамичева Кристина
Читайте нас: