Все началось с «Ну, погоди!». Я частенько нарушаю закон «О защите информации от детей» и показываю этот мультик своей трехлетней дочке. Но смотрим мы ровно 16 серий. Остальное смотреть невозможно. Ощущение невыносимости бытия с 17-го выпуска приходит само собой. Причина есть: 16-й выпуск был последним, снятым в СССР и при жизни Папанова.
С 17-го выпуска в этом культовом детском мультике появляется, та-дам, реклама! Рекламируемые объекты – товары фирмы АМТ и Nokia. В одном из первых кадров 17-го выпуска красуется заячий пах с нокиевским пейджером. Качество изображения - отвратительное, Волк уже вовсе не тот, к которому мы привыкли. Если старый Волк был глуповатым, смешным, а от того нестрашным, то новый стал по-настоящему злым и пугающим.
Как-то я говорила, что у меня нет телевизора и все мультики, которые смотрит моя дочь, отобраны мною лично. Мне стало интересно, есть ли из этого огромного списка хоть один зарубежный или созданный в России. Есть, все пять - развивающие. То есть их нельзя считать полноценными мультиками, это скорее образовательные фильмы. Остальные 200 - made in USSR. Хотя нет, затесалась современная приблуда «Маша и Медведь». Дочка его обожает – задорный саундтрек, Машин истерический смешок, ее невинные издевательства над Медведем отсылают нас к старой классике с похожим сюжетом, где маленькие гаденыши портят жизнь добропорядочному животному. Ну, да, сага о коте Леопольде.
Правда, присутствие «Маши и Медведя» в списке мультиков, допущенных к просмотру – это мое послабление цензуры. Мне здесь не нравится психологический контекст. Маша – маленькая манипуляторша, которой все сходит с рук. Не хотелось бы мне, чтобы дети, которые смотрят этот мульт-сериал, думали, будто Машино поведение приемлемо. В «Коте Леопольде» мышам за их проделки по сюжету достается большая порция люлей. Маше, за редким исключением, судьба не дает практически никакой обратной связи. Но во всем остальном мультик хорош – анимация, сюжеты и характеры героев. Мишка просто сама доброта, Маша частенько проявляет признаки благоразумия и сердечности.
Почти та же история с книгами для детей. У нас большая детская библиотека с русскими народными сказками и произведениями советских авторов. При всем уважении к новым тенденциям, я не видела еще хорошей детской книжки современного автора. Опять же есть добротные развивающие проекты с применением новых технологий, но, откровенно говоря, я ставлю их на третье место после обычных русских народных сказок и классики детской литературы. И этому есть простое объяснение.
Русские народные сказки многослойны. Они похожи на матрешки и имеют в своем составе знания о разных областях жизни. Эти знания я бы разделила на три части: бытовые знания, понятия о морали и нравственности и сакральные знания. При этом русская народная сказка больше обращала внимание на два последних слоя и заботилась именно о внутреннем содержании. Простая по форме, она в притчевой форме повествовала об устройстве мира, о законах построения отношений между мужчиной и женщиной, о смысле жизни и о том, что важно, а что не очень.
Так, в сказке про репку очень доступно рассказывается о семи энергетических центрах в теле человека. Семь героев сказки, от репки до мышки, символизируют собой семь чакр. Кроме того, в ней заложена очень важная мысль, которая прослеживается и во «Властелине колец» Толкиена: пока, до последнего и самого маленького, все жители не встанут на защиту своего государства, враг не будет побежден. В «Репке» успех предприятия по большому счету был обеспечен и присутствием всех обитателей дома, и помощью самого маленького и слабого обитателя – мышки.
Древние люди, рассказывая своим детям сказки, не просто услаждали их досуг или учили простейшим правилам человеческого общежития – они учили их жизни и ее основам. Это богатство смысла в народной сказке и есть самое ценное. То, чего я не вижу в современных произведениях для детей.
Есть градация (или деградация?) ценностей в системе «сказка – детская классика – современная литература». Если вторая купировала произведение до общечеловеческой морали и отношений, отбросив сакральные знания, то современная литература для детей стала просто развлекательной формой, лишенной какого бы то ни было содержания. Максимум, чему она учит – счету, вежливости и правилам поведения, дает понятия об окружающем мире… Но все эти слагаемые не дают желаемую сумму – житейской мудрости, повода поговорить и раскрыть какие-то тайны бытия.
Это же можно сказать и о современных российских мультиках. Даже «Маша и Медведь» оставляет лишь ощущение хорошо сработанной работы, а поговорить почти не о чем.
Все это – влияние времени. И если основной ценностью для человека далекой эпохи были дружба с высшими силами, знание об устройстве жизни, то для человека эпохи 19-20 веков – это идеи и человеческие отношения. Что ценно для современного человека? Знание о том, как можно веселее прожечь эту жизнь и где найти средства для ее прожигания. Потому что сама жизнь недостойна какого-либо интереса. Именно поэтому мне всех нас очень жаль.
И мне хоть и грустно, однако «с надеждой я гляжу на наше поколенье». Я верю, что хоть глобально все мы движемся к культурной и нравственной смерти, но отдельно взятые люди умрут достойно, предварительно прожив эту жизнь красиво, с честью, со смыслом. Они не будут тратить время на пустые фильмы и книги и научат своих детей тому же.