Все новости
Мнение
30 Марта 2013, 09:00

Хороший плохой Сталин

Булат Галиев
Журналист
- Папа, - спросил меня на днях сын-третьеклассник, - а Сталин был хороший или плохой?

Оказалось, что они на уроках что-то там с учительницей обсуждали по истории, и та долго им рассказывала, как наша страна при Сталине прекрасно развивалась, выиграла войну и вообще все были счастливы. Были, конечно, перегибы на местах, но не ошибается лишь только тот, кто ничего не делает.

Ребята послушали и забыли. А мой вот не забыл.

Если чуть отвлечься и порассуждать вообще об образовании, то мы, дети восьмидесятых, например, уже с первого класса знали, кто такой Ленин, Сталин, Горбачев, Рейган и т.п. – каждый понедельник была политинформация, где классный руководитель нам торжественно зачитывала заметки из «Правды» и «Известий». Компьютеров и игровых приставок тогда не было, по телевизору всего два канала – первый и второй, на которых мультики показывали лишь полчаса в день по выходным и ежедневно в «Спокойной ночи, малыши». Я, к примеру, с первого класса выписывал «Пионерскую правду» и был в курсе почти всех политических событий в стране. А все тогда были в курсе – время было такое.

Нынешнему поколению по барабану, что происходит. Поэтому неудивительно, что оно даже не знает, когда, допустим, началась Великая Отечественная война (уже не говоря о Второй мировой), когда страной правил Сталин, человек впервые полетел в космос и развалился СССР.

Повторюсь, это нормально. Для этого поколения. Не для нас. 

- Сталин был хороший или плохой?

Вроде бы, простой вопрос. А как на него ответить?

С одной стороны, этот человек вызывает симпатии, что сделал из СССР сильную страну, с другой – отторжение в связи с массовыми репрессиями. А лучше всего посмотреть на то время глазами простых людей, как им жилось тогда, что бы могли сказать они?

Рассказать ему о своем дедушке – его прадеде? Усман Галиев вырос в простой деревенской семье. Воевал. Имел награды, в том числе и медали «За отвагу». Работал директором школы. Из деревни переехал в город Азнакаево (Татария), где он тоже директорствовал. Вместе с женой Усман вырастил пятерых детей, младший из которых – мой отец. Все дети получили хорошее образование. Усман Галиев был очень уважаемым человеком в городе и районе и бережно хранил личную благодарность от Сталина, которую получил во время войны. Он безгранично уважал Иосифа Виссарионовича и до конца жизни верил, что это Великий Человек. Усман Галиев был ярым коммунистом и сталинистом.

Или рассказать сыну историю другого его прадеда – Нургаты Ризванова?

Нургата тоже из крестьянской семьи. Он также был учителем и директором сельской школы, которую возглавил всего в 24 года. Потому что умный был мужик и талантливый, на скрипке играл, что для деревни было в диковинку. Тоже уважали Ризванова в деревне, на всех праздниках он был желанным гостем, особенно со своим музыкальным инструментом. Музыкантов тогда любили.

За время его руководства увеличилось число классов (был первый и второй класс, стала семилетка), появилась первая пионерская организация.

Как-то дед был сильно уставшим, а тут завуч объявила, что вечером состоится комсомольское собрание по поводу очередной статьи Сталина в «Правде».

- Как надоели эти собрания, - проворчал дед. – Ежедневный пустой треп.

Ну, сказал и сказал. Однако кто-то это запомнил и написал донос.

Через несколько дней, ночью, за ним приехали на черной «Эмке» из самой Казани суровые товарищи из НКВД и велели собираться.

В тюрьме долго били, заставляя подписать признание, что он иностранный шпион.

Дед ничего не подписал.

Специальной коллегией Верховного суда ТАССР 18 мая 1938 года он был приговорен на шесть лет лагерей по статье «Клевета на партию и советское правительство».

Не буду писать о проведенных им годах в ГУЛАГе, почитайте лучше рассказы Шаламова…

Через два года дед был оправдан. Реабилитирован. Была всё же справедливость тогда, что бы ни говорили. И реабилитации не после смерти Сталина стали происходить, а, как видите, еще до войны.

Вернулся дед в свою деревню. В школу учителем его не взяли (всё-таки статья, пусть и снятая). Устроился сторожем. Представляю, каково ему было тогда – был в этой школе директором, хозяином, а теперь… Горькое чувство обиды.

Потом была война. Нургата сразу записался на фронт. Был серьезно ранен. 

Но видно Бог деду моему решил еще испытаний подбросить, испытать на твердость. 

25 июля 1941 года, почти в начале войны, попал Нургата Ризванов в плен. И был отправлен в концлагерь, где его ждала верная смерть.

Но дед мой выжил в сталинских лагерях:

- Выживу, - думает, - и здесь. Нас, татар, просто так не возьмешь.

И остался жив Нургата Ризванов назло судьбе. В фашистском концентрационном лагере для смертников. Что он там прошел, что он там видел, что пережил – знал только Бог, который сидел на небесах и наблюдал за страданиями неугомонного татарина.

Жизнь его поломала, конечно, здорово. Дожил он до 80 лет, всегда был угрюмый, мрачный. В деревне его боялись, никто слова поперек никогда не говорил, ни стар ни млад, потому что понимали – человек, прошедший советские и фашистские лагеря, уже не боится ничего и никого. 

У деда был большой яблоневый сад, ни у кого в деревне больше такого не было. Каждую осень он относил яблоки, несколько корзин, детям в школу. Просто так. Бесплатно.

Про Сталина он никогда не говорил.

Как же мне относиться к Иосифу Джугашвили, который одному моему деду поломал судьбу, а из другого сделал городского интеллигента и уважаемого человека?


******

- Папа, - спросил меня на днях сын-третьеклассник, - а Сталин был хороший или плохой?

- Не знаю, сынок, - честно сказал я. – Не знаю.
Автор:Булат Галиев
Читайте нас: