Все новости
Мнение
23 Января 2013, 09:00

Иди ты в баню, или Где вшивому помыться

Илья Макаров
Журналист
Хватит о политике, которая пачкает и разъединяет. Давайте о бане, которая очищает и объединяет.
Слышу чей-то возглас: кто про что, а вшивый – про баню.
Я не вшивый. Я городской. Раз в неделю мне надо сходить в баню. Чтобы смыть усталость и стать чистым, почти что рожденным заново. У меня нет домика в деревне. И бани рядом с этим домиком, естественно, тоже нет. Я хожу в городскую, общественную, общедоступную.
Однако, сдается мне, баня становится все менее и менее доступной. Или вовсе недоступной. Не для всех, конечно, но для некоторых, не особенно богатых горожан. Они задумаются, на что потратить деньги: на хлеб или на это блаженство.
В баню ходят все. Независимо от пола, возраста и вероисповедания. На верхней полке перед владельцем большого ковша и чистого полотенца, поддающим и разгоняющим пар, все равны, как перед Богом. Так было принято считать еще недавно. Сейчас все иначе.
Сегодня сходить в баню – все равно, что пойти в театр или на концерт. Ты для этого должен быть платежеспособным. Времена, когда в бане можно было встретить пьянчужку и директора строительного треста, обсуждающих в длинной очереди на равных мировые проблемы, давно минули. Они сегодня вызывают даже не ностальгию – кривую улыбку.
А ведь на Руси это место было самым демократичным и доступным. Баня, как церковь, была открыта для всех – для царей и для холопов, для работного люда и аристократов. Антон Павлович Чехов и Владимир Алексеевич Гиляровский – дядя Гиляй – черпали сюжеты для своих рассказов в Сандуновских банях в том числе.
Сегодняшняя баня открыта, в основном, для тех, кто имеет деньги.
Взять, к примеру, нынешнюю Уфу. Если у тебя в кармане нет двухсот рублей, о бане и не думай. Либо ты должен быть пенсионером, тогда тебе выйдет скидка, и ты сможешь приобщиться к обжигающему пару на верхней полке, к березовому венику и благословенной воде, которая смывает с тебя вместе с грязью, кажется, и грехи тоже.
Впрочем, знатоки и любители попариться говорят, что в Сипайлово билет в баню стоит уже 250 рублей. Этих денег хватит, чтобы войти туда. Правда, без веника. Его надо купить – это еще полсотни рублей. Ну, а собственное мыло и мочалка найдутся у любого, даже бедного.
Я в Сипайлово не бывал. Мне и 200 рублей, чтобы сходить в баню на Новомостовой или Пархоменко, кажутся немаленькими.
Прошу еще раз заметить, речь идет не о каких-то там элитных саунах – говорю об общественных.
Не хочу быть брюзгой. Пустое дело – жаловаться на высокие цены на все и вся: на хлеб, на свет, на газ, на нефть. Остается лишь констатировать факт социального расслоения нашего общества. Оно проявляется как во внешнем антураже – в «крутых» автомобилях, элитных домах, напоминающих дворцы и крепости, в престижных школах, где за учебу по определению надо платить, - так и в глубоко скрытых или скрываемых вещах. Например, в низких зарплатах – ты рискуешь попасть под град насмешек: не умеешь зарабатывать. В больших долгах – тебе уже никто не одалживает не то, что на крупную покупку, а даже до получки.
И, наконец, это уже проявляется в том, что вшивому скоро негде будет помыться.
Автор:Макаров Илья
Читайте нас: