Сегодня в сети я увидела афишу – оказывается, в городе проводится выставка современных русских живописцев Уфы, вроде бы даже молодых. Организатор: Собор русских Республики Башкортостан. Для начала меня поразил контраст шрифта «ижица» со словом «современных», таким шрифтом, по справедливому комментарию одного блогера, могли набрать «этикетку водки образца перестроечных времен» - настолько он лубочен. Тут можно было бы просто посмеяться над отсутствием вкуса, но потом я почитала концепцию от куратора выставки, и тут уж стало не до смеха:
«И наша первая выставка – наша заявка национальных русских живописцев РБ. Наше искусство настолько же национально, насколько и интернационально, и мы рады, что можем принести пользу земле Башкирии, являющейся для нас родной.
Наши работы настолько же консервативно-традиционны, насколько и многогранны, разносторонни, современны, живущие духом времени. Для нас важно, что мы не просто живописцы, а живописцы-пропагандисты. Пропагандисты русского искусства, современного русского художественного ремесла, которому совершенно чуждо любое псевдокультурное начало: космополитизм, восхваление кретинизма, воспевание псевдоценностей и откровенного дегенератизма, сатанинского мракобесия, оккультизма, любой банальщины с потугами на истинно творческие произведения».
Риторика этого человека, моего ровесника, очень знакомая: «дегенеративное искусство», «мракобесие», «тлетворное влияние» и так далее. Не хотелось бы делать далеко идущих выводов, но организация, которая берет на себя ответственность за подобные высказывания, вызывает большие сомнения. Ведь, как известно, «дегенеративное искусство» - термин нацистской пропаганды для обозначения авангардного искусства. В то время как искусство во всем мире расширяет границы и засыпает рвы, Собор русских предлагает нам замкнуться в мирке узких национальных интересов и этим «приносить пользу земле Башкирии». Кстати, в качестве образцов куратор предлагает молодым художникам брать произведения Ильи Глазунова и Константина Васильева. То есть красочных иллюстраторов великой русской идеи, певцов лаптей, коромысел и прялок. «Иначе мы как Нация с большой буквы просто перестанем существовать», - пытается предостеречь нас куратор выставки. А меня вот беспокоит другое – как бы у нас не перестало существовать современное искусство, если молодые художники вместо того, чтобы искать свой путь в нем, говорить на международном языке и выходить на мировой уровень (а с развитием интернета в этом нет ничего невозможного), начнут обслуживать идеи тех или иных национальных групп. И это, кстати, касается не только Собора русских, но и политики нашей Академии искусств, например, которая перебарщивает с национальными сюжетами. Все эти сабантуи, которые мы видим в десятках работ на каждом просмотре, традиционно получают высшие баллы «за патриотизм». А ведь большинство художников, выйдя из стен академической школы, окажутся никому не нужными, потому что все это время старательно выписывали курочек и башкирских лошадок вместо того, чтобы смотреть далеко вокруг, за пределы родного плетня…