Все новости
Мнение
13 Сентября 2012, 09:30

И случай, бог-изобретатель…

Артур Кудашев
Кмн, врач психиатр-нарколог

Пушкина вспомнил я вот почему. Был у него один современник, живший, правда, на другом конце света, в Америке. Звали его Чарльз Гудьир, и в историю он вошёл как изобретатель вулканизации. А изобрёл он её случайно.

Гудьир работал на химической фабрике и изучал смолу деревьев-каучуконосов. Смола эта имела очень интересные свойства, но большого практического применения тогда не находила. Уж больно была липкой, непрочной и плюс теряла свои интересные качества при перепаде температур.

В поисках способа улучшить ее свойства Гудьир много с ней возился. Чего он только с ней не делал! Варил, отмачивал, обливал кислотами и т.д. И ничего хорошего при этом с ней не происходило. До тех пор, пока однажды на рабочем столе изобретателя кусок смолы не перемешался случайно с крошками серы. А потом, вновь совершенно случайно, не упал на раскаленную плиту. При этом указанный кусок не расплавился, как обычно, а обуглился.

Гудьира заинтересовал этот факт, и он стал экспериментировать со смешениями смолы и различных соединений серы. До тех пор, пока не получил прочный, упругий материал, устойчивый к воздействиям внешней среды, который и назвали «резиной». Позже он запатентовал свой метод и основал фирму, которая живет и здравствует до сих пор. А случайно открытый им процесс серного «обогащения» каучуковой смолы назвали вулканизацией, в честь римского бога огня.

У Гудьира появились последователи по всему миру. Резина находила все большее применение во многих сферах жизни. Возник огромный спрос на разные ее виды и сорта. И экспериментаторы из многих стран продолжали искать всё новые и новые рецепты вулканизации.

В начале двадцатого века занимались этим и на фабрике в маленьком датском городе Орхус. Тамошние специалисты тоже разработали свою оригинальную методу вулканизации. Главную роль в нём играло созданное здесь соединение серы со страшным названием «дисульфанедилбис (карбонотиоилнитрило) тетрэтан», или коротко «дисульфирам».

Дисульфирамовая резина, в общем, была не хуже и не лучше многих других видов резины. По большому счету, было у ней только одно по-настоящему оригинальное свойство. А именно: контактирующие с дисульфирамом на производстве рабочие один за другим почему-то бросали пить.

Обратили на это внимание далеко не сразу. Первое и единственное сообщение про датских рабочих, у которых из-за контакта с дисульфирамом и после употребления пива, вина или водки развивалось крайне неприятное состояние, с внезапно возникающим чувством страха, с покраснением кожи, изменением кровяного давления, аритмией и одышкой появилось в прессе только в 1937 году. Развившееся у рабочих состояние назвали «дисульфирамовой реакцией».

Однако вскоре про это забыли. Резиновая фабрика в Орхусе закрылась. А потом началась война, и Данию захватили нацисты…

Потребовалась череда новых случайностей для того, чтобы дисульфирам вновь вышел из тени. В послевоенный период одной из насущных медицинских проблем в Европе, из-за царившей повсюду антисанитарии и общей разрухи, стала тема кишечных паразитов. Тогда много веществ перепробовали для избавления от этой заразы. Дошла очередь и до дисульфирама. Он, скорее всего, тоже быстро вышел бы в тираж, как и сотни соединений до него, если бы… Если бы изучавшие дисульфирам молодые рисковые ученые Хальд, Якобсен и Ларсен однажды не решились испытать его действие на себе. И если бы в тот памятный день они не взяли к обеду по кружке пива…

В конце концов, дисульфирам изучили сполна, «упаковали» в таблетированную форму и вывели на фармацевтический рынок уже в качестве препарата для лечения алкоголизма. «Тетурам», «Антабус», «Лидевин» и прочее – это все торговые марки того самого дисульфирама. Несмотря на прошедшие с тех пор 60-70 лет, он и сегодня остаётся единственным лекарственным веществом, способным блокировать метаболизм этилового спирта в живом организме.

Хотя, возможно, и это – всего лишь случайность.

Автор:Артур Кудашев
Читайте нас: