Все новости
Мнение
2 Сентября 2012, 09:45

Все ерунда кроме пчёл

Алиса Курамшина
Психолог
Доктор осматривает пациента и приговаривает:
- Хорошо… Хорошо… Хорошо…
Пациент радостно спрашивает:
- Доктор, значит у меня всё хорошо?
Доктор:
- Нет. Хорошо, что это не у меня.
Вчера покупала еду на вынос, так бульон в пакете пролился и пропитал собой важные вещи и документы. Шла по улице и благоухала общепитом. И недоумевала, что ж настроение у меня осталось ровным? Без какого-либо осадка? Знаю ведь не понаслышке, что и по меньшим пустякам люди порою глубоко страдают и даже в ранг кармы переводят. А некоторым хоть кол на голове теши - бронебойные! Откуда эта стрессоустойчивость берётся?
Из масштабной сетки, накладываемой на каждое событие, во-первых, и из душевного развития, во-вторых. Там есть ещё нюансы (клинические, например), но мы их пока оставим в стороне.
А про масштабную сетку, думаю, сразу понятно. Внутри каждого человека есть некая система координат, которая позволяет оценивать тот или иной фактор. Вот на днях в одном интервью у меня спрашивали, мол, супружеские измены - это хорошо или плохо? Вот вы сами как думаете?
А я не знаю!.. Эти измены столь многогранны, что, бывает, и на пользу идут. У меня в практике такие случаи были. Но у большинства из нас отношение к ним, скорее, негативное как раз таки из-за системы координат. Причём чаще всего она не наша, родная, а привнесённая извне культурой и воспитанием. В этой оценочной системе координат «хорошо-плохо» есть несомненный плюс: вовсе необязательно совать пальцы в розетку самому, чтобы узнать, что это бо-бо. Можно послушаться родителей. Но есть в ней и очевидный минус: раз масштабная сетка не своя, то в ней могли накопиться огрехи. Что было хорошо в прошлом веке, может стать архаизмом в нынешнем, и наоборот. Например, в моём советском детстве мужчин, не отслуживших в армии, не очень уважали; сожительство без брака не поощрялось; людей, которые часто меняли работу, называли «летунами» и неохотно брали на новые должности. И такие чужие матрицы, наложенные на нас в ещё полубессознательном возрасте, меняются с большим трудом. Часто через серьёзные сложности и тяжкий опыт. Поэтому важно их в себе выявить и проработать, приблизив к реальности, а не ждать, пока они «полетят» из-за сложившихся жизненных обстоятельств, которые будут рвать рамки привычных оценок. Это и есть психологическая работа. Она позволяет выносить свои собственные суждения за пределы матрицы. Тогда пролившийся бульон не будет однозначно плохим событием.
Но здесь ещё важна масштабная сетка. Опыт и та же психологическая работа над собой помогают её настроить. Чтобы определять размеры трагедии и комедии в своей и чужой жизни. Иногда я думаю, что моя работа психологом хороша ещё тем, что, часто видя чужую боль, страдания, сознаю, что в моей-то жизни всё замечательно. Это очень полезный навык: знать, что кому-то сейчас хуже, чем нам. А они при этом находят в себе силы жить полной жизнью, радоваться, а не предаваться унынию и скорби. Потрясающим оптимизмом чаще всего обладают те люди, которые многого лишены в этой жизни вследствие разных причин. Знакомство с такими людьми, общение с ними помогает настроить масштабную сетку так, что пролитый бульон и сломанный ноготь никогда не выбьют из колеи.
И опять повторю про важность душевного роста, работы над собой. Когда в наш адрес совершается что-то плохое по нашей оценочной системе координат, то первая реакция – негативная. И это нормально. Не стоит судить себя за то, что, почувствовав удар по левой щеке, одновременно ощущается желание ударить по правой. Если облила машина грязью, то первые слова могут быть не вполне цензурными. Но натренированная душа может быстро с негатива переключиться в нужную ей сторону. Может быть, действительно ударить в ответ, а может, обезоружить противника беззубой улыбкой. Оценка не должна возникать автоматически на основе ранее усвоенных шаблонов восприятия. Некоторые просветлённые говорят, что она вообще не должна возникать… Что стоит идти к безоценочности восприятия. Но это уже удел немногих.
Автор:Курамшина Алиса
Читайте нас: