Все новости
Мнение
31 Августа 2012, 13:56

Сорокоэтажный Кавказ

Дмитрий Эйгенсон
Колумнист
Я пишу этот текст в самолете, в котором возвращаюсь с Кавказа. Ребята из правительств двух республик позвали руководство российского Живого Журнала и нескольких блогеров из регионов, в том числе и вашего покорного слугу, чтобы показать свои родные края и постараться разрушить стереотипы. У них получилось! Я бы назвал всю поездку «разрывом шаблона»!
Сначала была Чечня. Везде портреты отца и сына Кадыровых, Путина и баннеры с изречениями из Корана. Очень красивые, в основном, почему-то, рыжие женщины в светских не глухих платках-косынках, на высоких каблуках и с улыбками на лицах гуляют по скверу Журналистов, открытому в память о наших коллегах, погибших во время войны. Сегодня тут фонтаны, кафе и зелень.
Посреди города видные отовсюду башни «Грозный-сити», которые строили турки-инвесторы, которые никогда не вкладываются в рискованные активы. На верхнем этаже - купол ресторана и потрясающий вид на ночную столицу. Огни-огни-огни. Лощеные бизнесмены из Европы за соседним столом пьют кофе, спартаковские футболисты перед предстоящим матчем с «Тереком» бродят по этажам и катаются на скоростном лифте.
В городе не найти тонированной машины и очень мало урн - безопасность!
Заглянули в супермаркет. Алкоголь продают два часа в день, рано утром, и в тех единичных магазинах, где это происходит, часто работает телекамера - снимает на «доску позора», пить - стыдно, это потеря лица и достоинства!
На следующий день - большое событие для всей республики - матч «Спартака» и «Терека». Мы - гости, но машину перед въездом со всех сторон «обнюхивают» серьезные ребята в черной форме. Говорят, это «кадыровцы» - спецназ, напрямую подчиняющийся чеченскому президенту. Мы в ложе для прессы, кругом местные журналисты, которые боготворят футбол и своих спортсменов. Мы робко болеем за «спартачей», никто не против. Объявили, что на матче присутствует глава Чечни. 20 тысяч горячих парней кричат, танцуют лезгинку и обнимаются после каждого гола своих. Кадыров периодически берет микрофон и на чеченском подбадривает «Терек». «Спартак» проигрывает, красно-белые фаны с отдельной трибуны бьют в барабан, зажигают единственный за всю игру файер, матч закончен. Двадцатитысячная толпа орет так, что закладывает уши, но спокойно идет к выходу. Ни одного пьяного, ни одной драки, ни одного обиженного.
Заур - посол Живого журнала в Грозном везет нас на реку Аргун - для гостей зарезали барашка, делаем шашлыки. Кругом горы, бродят коровы и бараны, шатается под ногами висячий мост через ущелье, бурлит внизу мутный поток. Страшно, но одновременно и здорово, как в детстве. Местные пацаны надули автомобильные камеры и устроили аквапарк - катаются до поворота реки.
На следующий день ток-шоу на республиканском ТВ и обида в каждом вопросе местных ребят - почему в криминальных телесводках негодяи - это всегда «выходцы с Кавказа», разве русские, украинцы, татары и чуваши не дерутся, не крадут и не угоняют машины?
После записи идем в кафе на бульвар и долго общаемся с Зауром и местными общественниками. Я переживаю вместе с ними счастливый день, когда в разрушенной столице отремонтировали первое здание - просто облицевали и повесили табло с бегущей строкой. Грозненцы приходили туда каждый день, просто постоять, или сфотографироваться. И тот день, когда люди перестали задирать голову и пригибаться при появлении в небе самолета тоже. И еще тот день, когда люди, наконец, снова стали улыбаться!
Поздно ночью едем через Осетию в Ингушетию. Кругом тьма египетская, мелькают огромные силуэты гор и множество блок-постов. Засыпаем в 10 километрах от границы с Грузией. Чтобы попасть сюда, в высокогорный дом отдыха, надо оформить допуск ФСБ. Утром от вида из окон перехватывает дыхание - таких красот я не видел никогда! Высоченные горы, дорога серпантином обвивает зеленые склоны, на недосягаемых высотах прилепились домики, живут люди.
Едем в родовое село Евкурова. Несколько лет назад его попросту смыло селевым потоками с гор. Теперь тут строится школа и больница. Кругом древние сторожевые башни и горные пасеки. Ингуши гордятся своим медом и считают его лучшим в мире!
Возвращаемся вниз и едем в резиденцию Президента. Евкуров принимает нас почти сразу. Говорим примерно час. Он очень переживает за свой край, хочет развивать туризм и понимает важность блогосферы - сам ведет блог, правда ответы вбивают в ЖЖ помощники, шеф не любит печатать. Поспорили с ним про мед, договорились, что я в следующий раз приеду с башкирским и будем сравнивать.
Прыгаем в машину и стартуем в сторону моря - впереди 17 часов, в том числе и ночной дороги по Кавказу и Кубани. Я прошу заехать на кладбище в Беслан.
Над входом табличка «Город ангелов». Нескончаемый ряд памятников и фотографии 186 детишек, погибших из-за кошмарных игр взрослых. Почти у каждого памятника стоит бутылка с питьем - минералка, газировка, соки - в захваченной школе террористы не давали заложникам воды, заставляли пить собственную мочу.
Комок в горле, в глазах слезы, находиться тут долго - невыносимо тяжело. Садимся в машину, пора прощаться с северным Кавказом.
Мы много говорили по дороге с моими коллегами из Живого Журнала о Кавказе. Обсуждали, что там есть непонятные и даже пугающие на первый взгляд вещи. Что там люди не пьют спиртного и почти никто не курит. Что там молятся несколько раз в день и делают это истово. Что большинство женщин там одеты не так, как в остальной России. Но это тоже наша страна. Кавказ - не отдельное государство, как бы кому-то не хотелось видеть там отдельную страну со своими законами и устоями.
Не хочу верить, что рядом с нами там ходили люди, которые способны убивать и уничтожать ради собственных неправильных идей. Хочу верить, что блок-постов будет меньше, а улыбок больше, и уже никто и никогда не будет искать глазами укрытие, услышав, как в грозненском аэропорту заходит на посадку гражданский самолет.
P.S. Подъезжая к Сочи, услышали по радио, что спустя несколько часов после нашего отъезда из Ингушетии,там взорвали магазин. Трое погибших.
Отправлено с iPad.
Автор:Дмитрий Эйгенсон
Читайте нас: