Все новости
Мнение
8 Августа 2012, 11:00

Русский вопрос

Илья Макаров
Журналист

На минувшей неделе в Башкирии гостили два замечательных человека. Профессор Воронежского госуниверситета, декан журфака Владимир Тулупов и редактор израильской газеты «Вести» Лазарь Данович. Оба корнями из Уфы. Оба давно живут за пределами республики. Но регулярно приезжают сюда. Здесь полно друзей и родни. Окромя зова земли и крови, влечет их в родные пенаты и всегда ждет их здесь друг Ринат Файзрахманов.

Нечего и говорить, что Ринат тоже журналист.

Для того чтобы узнать, как живет Уфа, надо сходить в баню. Это Ринат сказал им. И они согласились. Только в баню общественную, добавил Ринат.

Я был удостоен чести быть извозчиком при компании и собеседником в тесном кругу. А разговоров было много. Самых разных, на самые разные темы.

Во-первых, мы угодили прямо на очередное заседание уфимского клуба любителей бани, который, оказывается, живет и здравствует при бане на Новомостовой в Уфе уже много лет.

Во-вторых, это означало, что и без того хороший пар в парной был еще лучше.

И, в-третьих, опять же беседы.

Они продолжались и после бани.

Володя с Ринатом сидели на заднем сиденье машины, разливали сок и воду по пластиковым стаканчикам и спорили о судьбе русского языка.

Разгоряченный паром Ринат наезжал на Владимира:

- Зачем вы, ученые-филологи, разрешаете насиловать русский язык?

Володя, размягченный паром и настроенный поэтому ко всему окружающему миру, в том числе и своему другу Ринату, миролюбиво, благодушно и нежно, вяло возражал:

- Ну что ты, Ринат? Русский язык не изнасилуешь. Русский язык гибкий и сильный. Все что надо и полезно, впитает в себя, перемелет, хорошее – воспримет, а что не нужно – выплюнет.

Однако Ринат горячился и далее:

- Вы, ученые, обязаны оберегать язык. А вы, получается, даже потворствуете тому, чтобы с ним такое происходило. От этой иностранщины спасу нет.

- Ты понимаешь, Ринат, - возражал Володя, - это даже хорошо для языка. Многие иностранные слова становятся со временем вполне русскими, настолько укореняются они в нем и в сознании носителей языка. За столько веков с ним ничего не произошло, сохранился и развивается. Все будет в порядке.

Лазарь, сидевший рядом со мной, в разговор не вступал. Но, в конце концов, и он заерзал.

- Илюша, - спросил он меня, - ты слышишь, у нас за спиной двое  русский язык спасают. Один из этих заступников татарин, между прочим, а другой мордвин. Может, хоть ты русский?

Ничем я не смог помочь Лазарю.

- Лазарь, я мордвин, - обреченно ответил я.

- Та-ак, - вздохнул Лазарь, - что же нам делать? В России остался хоть один русский, а?

- Да остался, остался, - сказал я Лазарю. – Вон Ринат с Володей, вот я. И наконец, вот ты. Все мы русские.

Когда Володя и Лазарь покинули пределы нашей богоспасаемой республики и страны, в интернете мелькнула информация: думский депутат от Чечни Шамсаил Саралиев предлагает отказаться от обозначения национальной принадлежности в СМИ. По его словам, это провоцирует межнациональные конфликты и закладывает неправильные стереотипы в сознание людей. В Госдуму соответствующий законопроект внесут осенью.

Еще не осень…

 

Автор:Макаров Илья
Читайте нас: