Считается, что любая карьера развивается по нарастающей. В американских фильмах мы сотни раз наблюдали за этим блестящим восхождением – от уборщика до владельца предприятия. Вся западная система ценностей настроена на подобный карьерный рост: сначала ты работаешь на дядю, а затем открываешь собственное дело, и тогда начинают работать на тебя. Является ли такая схема непреложной в России?
Действительно, даже мне часто задают вопрос – не хотелось бы мне открыть собственную галерею, видя в этом вершину карьеры. Да боже упаси! Заниматься чем-то подобным в стране, где бизнес (хотя галерейное дело в провинции вообще сложно отнести к этой категории) связан с большой нервотрепкой, годами аскетизма, борьбой с чиновниками, поисками «крыши»? Разве во всей этой суете может остаться время для искусства? То же самое относительно архитектурной мастерской – с гораздо меньшими морально-физическими потерями можно быть начальником отдела или даже рядовым архитектором, чем брать на себя неподъемное бремя постоянных поисков заказов для собственной мастерской. Скажете, что это оправдание лени или нежелания устремляться к сияющим вершинам? «Плох тот солдат, который не стремится стать генералом», - пытается убедить нас известная пословица.
Но так ли он плох на самом деле? Ведь общеизвестно, что деканами факультетов часто становятся не очень успешные в научной карьере люди – свою энергию они вынуждены направлять на администрирование, решение политических вопросов, имидж факультета, но редко кому удается сочетать настоящие занятия наукой, которые требуют большой концентрации, с администраторскими функциями. Зато декан получает свою долю славы – он лицо факультета. Что выглядит большим достижением – почетная должность или научная степень? Каждый ответит на этот вопрос по-разному. Несомненно, что и «рядовые солдаты» - кандидаты и доктора - тоже составляют славу факультета, возможно, гораздо более прочную, чем у декана. Опять же архитектор с именем – украшение любой мастерской.
Зачем же люди так стремятся в начальники, во владельцы крошечных, но все же «своих» бизнесов? У меня нет ответа на этот вопрос. Но могу предположить, что от тщеславия и стереотипов. Следуя по пути, навязываемому нам обществом, которое искренне полагает, например, что женщина может состояться, только выйдя замуж и родив детей. Так как понятие карьеры обычно связывается с жизнью мужчины, то не выбиться в начальники приравнивается к мужской несостоятельности. Сельские жители как носители традиционных представлений всегда четко следуют этой схеме. «Зур начальник», как говорят в нашей местности, - символ безусловного успеха, так же, как и женщина, достигшая заветного статуса жены.